Люди нашего города

Перед кем снимают шляпу короли?

15-01-01-109Конечно, перед парикмахером! Более того, император Петр Великий сам приобщился к этой профессии, беспощадно отрезая бороды боярам

15-01-01-109Но, очевидно, тяжелой показалась царю-батюшке профессия цирюльника, предпочел обложить бородатых налогами да пошлинами. Но введенная им западная мода на парики и затейливые женские прически дала толчок развитию куаферского искусства в наших краях. Многие десятилетия монополистом причесок, маникюров, косметических услуг являлось объединение, потом арендное предприятие, затем акционерное общество «Восход». Не так давно у него появились сотни конкурентов с замысловатыми названиями. Но если провести опрос среди минчан о самых известных парикмахерских в столице, можно быть уверенным: большинство назовут салоны «Восхода», хотя среди почти восьми сотен акционерному обществу принадлежат только пятьдесят. Именно это объединение, образованное 55 лет назад, многие годы единолично приводило в порядок волосы, лица, руки и ноги минчан, приучало к особой гигиене, демонстрировало новинки мировой моды, участвовало в конкурсах, завоевывая призы и одно­временно учась мастерству. Из «Восхода» на улицы столицы выходили и шагали в ногу с мировой модой кудрявые шестимесячные завивки, коронами уложенные «колосья» и «халы», букли и элегантные «сессоны», озорные «гарсоны», непроходимые «дреды», мелированные локоны. Сегодня мастера «Восхода», владея первоклассными салонами с немалыми ценами, радуя шикарными мировыми брендами модников и модниц, ведут еще и обслуживание на дому людей больных, немощных, пожилых с ограниченными возможностями передвижения. Наряду с первоклассными «Восходу» принадлежат и парикмахерские с самым недорогим обслуживанием.

Близкий юбилей (55 лет этому обществу исполнится 1 октября) ускорил нашу встречу с директором Тамарой Филипповой. Надо сказать, что офис предприятия, насчитывающего в своем штате тысячу сто сотрудников, выполняющих месячный объем работ на шесть с половиной миллиардов рублей, поражает скромностью. Небольшой двухэтажный, облагороженный сайдингом домик на тихой улочке. Деревянные лестницы, кабинет директора…

— И почти печное отопление, — дополняет характеристику Тамара Эдуардовна. — У нас свой котел на дровах. Надеемся на подключение газа к отопительному сезону. Хотя находиться на переднем крае борьбы за использование местных топливных ресурсов тоже, наверное, почетно. А если без шуток, то не офисы главенствуют в деле, а уровень работы наших мастеров.

С доброй сотней лучших людей «Восхода» я познакомилась в вес­тибюле: с фотографий на Доске почета смотрят на посетителей милые женские лица без сложных причесок и яркого макияжа. Труженицы, проводящие смены на ногах, собеседницы, умеющие поддержать разговор с каждым клиентом, мастера — на работе, мамы, жены, хозяйки — дома.

— При наших миллиардных объемах зарплата работников не дотягивает до средней городской, — делится сведениями директор. — А работа тяжелая, клиен­ты экономные, не всегда можно уговорить на лечение волос, массаж головы или рук, хотя процедуры замечательные, расслаб­ляющие.

В 2001 году директору «Восхода» Тамаре Филипповой за высокие достижения в труде, личный вклад в социально-экономическое и культурное развитие Минска было присвоено звание «Минчанин года» в области торговли, общественного питания, бытового обслуживания и предпринимательства.

15-01-02-109— Но услуги ваши действительно недешевые…

— Но и не дорогие, если сравнить их, к примеру, со стоимостью месячного проездного билета или ежедневными затратами на продукты. Притом надо учитывать, что услуги у нас разнятся по категориям: есть стрижка за сорок тысяч, а есть — за двести тысяч. Я по профессии экономист и не устаю восхищаться работой наших классных мастеров. Обычно мужчины стесняются лысеющей головы, смущаются, а выйдет такой от дорогого мастера — и он брутальный, мачо, красавец хоть куда! Как из остатков шевелюры можно создать такое — загадка. А то, что на фото девочки наши без сложных укладок, понятно. Кому, как не им, знать: что дозволено для бала, то неприемлемо для деловой фотографии.

— Я постоянно поражаюсь эрудированности ваших работниц. Сидишь в кресле, слушаешь и диву даешься, откуда у них находятся время и деньги для посещения концертов, спектаклей. Не пропускают книжных новинок, гастролей заезжих звезд.

— Приятно слышать. Но у нас есть требования — занять клиен­та разговором на интересную для него тему. Специальные психологические практикумы проходят. Мастера наши волей-неволей становятся психологами, по обуви мгновенно определят, отправлять человека в VIP-зал и на SPA-процедуры или предложить ему самый скромный сервис. В то же время многим молодым специа­листам далеко до старых мастеров. Помню, был у нас цирюльник, который посетителей встречал поклоном, благодарил за визит и провожал с поклоном, нисколько не роняя при этом своего достоинства, а даже умножая его. Поэтому и была у него постоянная клиентура. Она и теперь есть, благодаря чему не пустуют самые дорогие салоны.

— Мне казалось, наоборот, дешевые парикмахерские вытягивают план вместо дорогущих коллег…

— Нет. Поверьте экономисту.

— Кстати, как экономист пришел в систему бытового обслуживания?

— А вот так: минчанка, родившаяся и жившая в бараках возле 4-го кирпичного, золотая медалистка в школе, поступила в нархоз на вечернее отделение. Стала работать в «Ялине» в отделе труда и зарплаты. Вышла замуж, родила ребенка. А после декретного отпус­ка пришла в «Восход» тоже в отдел труда и зарплаты. Со временем стала начальником этого отдела. А в 1993 году коллектив избрал меня директором.

— Как мог тысячный коллектив досконально знать специа­листа из отдела труда и зарплаты?

— Дело в том, что в начале прошлого века цирюльниками в Минске были преимущественно евреи. По традиции профессию родителей наследовали дети. А национальной чертой евреев я считаю серьезное отношение к делу, умение работать и ценить деловые качества других. Очевидно, наши аксакалы-старейшины наблюдали за мной, оценивали, советовались и в результате убедили других сделать директором усердную отличницу и педантичного экономиста, умеющего неплохо считать. Все эти годы стараюсь оправдать доверие: считаю, рассчитываю, распределяю, комбинирую, слежу за новинками, изучаю опыт, разбираюсь с жалобами, выполняю просьбы. Мы закупаем новое оборудование, участвуем в конкурсах, городских праздниках и мероприя­тиях, придумываем акции, умеем и работать, и отдыхать. Ежегодно наши специалисты участвуют в таких мероприятиях, как «Модный силуэт» — это конкурс белорусских дизайнеров одежды, «Ночь в музее» с исторической прической. Мы непременные участники развлекательных мероприятий, посвященных Дню Независимости Респуб­лики Беларусь и празднику города.

— Тогда нет сомнения, что красивую дату 55 вы отметите и трудом, и весельем. И как постоянный клиент «Восхода», я от имени всех минчан поздравляю вас, Тамара Эдуардовна, и весь коллектив с наступающим праздником.

— Спасибо. Заходите за красотой!

Привилей на магдебургское право, выданный Минску 14 марта 1499 года великим князем литовским Александром Ягеллончиком, позволял «в удобном месте поставить ратушу, под которой иметь могут товарную лавку, хлебные клети, цирюльню».