Золотая молодежь

Его предмет другим наука

10-01-01-121    Что важнее для достижения успеха — престижность учебного заведения, мастерство учителя или талант ученика? Делаем выводы из рассказов призеров предметных олимпиад и научно-практических конференций

10-01-01-121Ольга Довгучиц, десятиклассница гимназии  № 5, участница городских олимпиад по физике, призер республиканской научно-практической конференции по биологии:

— Физика считается неженским делом, но наш учитель Владимир Иванович Анцулевич помог ее полюбить. Это очень интересный предмет, который развивает мышление. И биология мне тоже нравится. Я пока не определилась, с чем именно свяжу свою судьбу в будущем.

Конечно, мальчиков среди участников олимпиад по физике больше, чем девочек. Но на меня они косо не смотрят, не спрашивают: что здесь делает девочка? Сама же олимпиада проходит в два тура. Первый — тео­рия, задачи, а второй — экспериментальный. К состязаниям готовимся как у Владимира Ивановича, так и на базе физфака БГУ, где идет подготовка к экспериментальным заданиям.

Профессии родителей с физикой не связаны. Но они нормально относятся к нашему с сестрой увлечению этим предметом. Главное, чтобы мы не запускали другие дисциплины. А поскольку я претендую на медаль, думаю, мне удается соблюдать баланс.

10-01-02-121Герман Войтович, десятиклассник гимназии № 5, призер республиканского конкурса исследовательских работ учащихся по биологии:

— Биологию предпочитаю остальным предметам — физике, математике, потому что мне нравится все натуральное, живое. Роботы — не то! Лучше развивать самого себя, чем создавать вещи, которые будут тебе помогать. И я выбрал биологию. Правда, в олимпиадах участия не принимал. Интереснее написать работу на тему, которая мне нравится, в которой могу добиться результатов.

Научной деятельностью занимался не в Минске, а в… Пинске. Полесский государственный университет проводил набор — на базе их лаборатории велись эксперименты по интересной для меня теме. Решил попробовать свои силы, подал заявку, прошел конкурс. В Пинск приехал во время летних каникул, жил в общежитии, проводил эксперимент, а затем съездил еще раз, чтобы снять результаты. Чем занимался? Если проще — созданием клонов растений, для того чтобы быстро производить посадочный материал.

В перспективе свою жизнь, наверное, свяжу с биологией. Ее можно развивать в различных направлениях, там много неизученного. Мне нравятся биотехнологии. Но еще не определился, в какой вуз поступать. Не боюсь того, что научная работа плохо оплачивается. Все зависит от того, какое открытие ты сделал. Если оно имеет практическое значение, то ученый может стать и бизнесменом.

В гимназии были удивлены, узнав, что я сотрудничал с Полесским университетом, но одновременно всем было интересно выяснить, что и как. Тем более, повторюсь, раньше я не участвовал ни в каких состязаниях. А тут получилось: пришел, увидел, победил.

10-01-03-121Илья и Александр Свиридовы, одиннадцатиклассники СШ № 73, призеры городских и республиканских олимпиад по географии:

— Обычно парни не любят устные предметы, а мы с детства интересовались географией, хотели путешествовать. Усиленно заниматься предметом стали с 8-го класса, тогда же начали участвовать в олимпиадах. Жаль только, что не можем поехать на международные состязания — обязательным условием для участия в них является знание английского языка, а в нашей школе изучают немецкий.

Все минчане, участвующие в республиканских олимпиадах по географии, знакомы между собой. К состязаниям готовимся не только со своими учителями, но и совместно с преподавателями БГУ. На соревнованиях мы, конечно же, конкуренты, а в повседневной жизни общаемся дружески и даже помогаем друг другу при подготовке.

В перспективе планируем учиться на геофаке БГУ. Хотя карьеру географа проще сделать в России — в большой стране, где активно развивается геология. Жаль, что при поступлении в университет прошлые победы в зачет не идут. Нужно побеждать именно в этом году, поэтому усиленно готовимся к новым состязаниям и, конечно же, рассчитываем на высокие места. Хотим доказать себе, родителям и окружающим, что способны это сделать.

Интересна и физическая, и экономическая география. Хотя сложнее, наверное, физическая — там нужно разбираться в геологии, геоморфологии. На олимпиадах же больше вопросов по экономической географии — она сегодня более актуальна. Здесь важна математическая составляющая подготовки, поскольку приходится решать задачи.

10-01-04-121Марьюш Сорока, десятиклассник гимназии № 5, участник и призер городской, республиканской и интернет-олимпиад по физике:

— Физикой увлекся благодаря учителю, который очень хорошо рассказывал обо всех явлениях. Неправда, что школьный курс физики невозможно изучить без репетитора. Важно, чтобы был хороший преподаватель, способный увлечь школьников. Я сперва начал ходить на дополнительные занятия — понравилось. Затем стал участвовать в олимпиадах.

Для меня сложнее теоретическая часть. На практическом этапе ты сам что-то делаешь, понимаешь хотя бы приблизительно, что должно получиться.

Во всех темах есть легкие и сложные задачи, так что приоритетов у меня нет. Нравится ядерная физика. Мы еще не изучали эту тему, но для себя уже читал дополнительную литературу. При подготовке к олимпиадам я много читаю, решаю задачи, хожу на дополнительные занятия в университет. Свою дальнейшую жизнь скорее всего свяжу с физикой, буду поступать на физфак БГУ.

Конечно, бывает, что в ходе эксперимента получается результат, противоположный ожидаемому. Но это даже хорошо, так как появляется спортивный интерес: как объяснить, почему так произошло?

10-01-05-121Александра Бабак, десятиклассница СШ № 114 имени Симона Боливара, победитель городских и районных, призер республиканской олимпиады по испанскому языку, чемпионка Беларуси по аэробной гимнастике:

— В 114-й школе учусь, потому что живу рядом, здесь учились мои мама, тетя и двоюродные сестры. Не жалею! Испанский постигать интересно, и он дается мне легко. В 8-м классе это заметила наша учительница Людмила Геннадьевна Кожемякина, начала со мной заниматься, а потом уговорила выступать на олимпиадах. В Минске ученики нашей школы обычно показывают лучшие результаты. В республиканских же олимпиадах выше достижения у тех, кто имеет возможность какое-то время пожить в Испании, попрактиковаться в языке. К сожалению, я пока не была в испаноязычных странах ни на соревнованиях, ни на отдыхе. Хотелось бы поехать и увидеть все то, о чем мы читаем в учебнике.

Наша школа дружит с посольством Боливарианской Республики Венесуэла, и мне кажется, что это помогает школьникам в изучении языка. Помню, как к нам приходил посол, и меня очень вдохновило непосредственное общение. К тому же, когда занимаем высокие места на олимпиадах, посольство отмечает наши достижения подарками, и это очень приятно.

По аэробной гимнастике я кандидат в мастера спорта, чемпионка республики 2015 года.

Несмотря на тренировки, подготовку к олимпиадам и основную учебу (а у меня есть шанс получить медаль по окончании школы), свободное время остается даже для компьютера или прогулок с друзьями. Правда, в лингвистический университет поступать не планирую, по крайней мере сейчас. Мне хочется получить какое-то более серьезное образование, а знание иностранного будет хорошим подкреплением к диплому.