Городское хозяйство

Лучше меньше, да лучше

06-01-01-132 Почему на некоторых столичных маршрутах всегда ходят полупустые автобусы

06-01-01-132Минчане стали замечать, что на некоторых городских направлениях в любое время дня курсируют почти пустые автобусы. Как ни странно, но открывают или корректируют такие маршруты в основном по настоятельным просьбам горожан, которые направляют свои жалобы в разные инстанции до тех пор, пока не добьются своего. Однако на практике далеко не всегда овчинка стоит выделки…

По информации ГУ «Столичный транспорт и связь», в минских автобусных парках лишь около 20 автобусов средней вместимости, остальные большой и особо большой.

Маршрут № 154 «ДС «Карастояновой» — Щедрина» в феврале нынешнего года в качестве эксперимента нарастили почти на два километра, чтобы к детской поликлинике, расположенной вдоль его трассы, могли без пересадок добираться жители нескольких дополнительных кварталов. Уже к осени маршрут вернули на круги своя, поскольку, по словам сотрудников ГУ «Столичный транспорт и связь», нововведение оказалось почти не востребованным. Мониторинги пассажиропотока, проводившиеся на маршруте в течение полугода, показали, что на некоторых остановках, добавленных в феврале, посадку-высадку совершают единицы горожан, а зачастую их нет вообще.

06-01-02-132Подобный маршрут — № 191 «Ст. м. «Кунцевщина» — ДС «Одоевского» открыли зимой тоже в качестве эксперимента. Его целью также стала беспересадочная связь нескольких микрорайонов с двумя поликлиниками Фрунзенского района. Чуть позже, снова по просьбам жителей, маршрут несколько удлинили, охватив еще один квартал. Но пользуются 191-м по-прежнему считанные пассажиры. Иной раз в салоне транспортного средства — три-шесть человек, в лучшем случае — десяток-другой. А рассчитаны автобусы, которые нынче обслуживают этот маршрут, примерно на сотню пассажиров (речь идет об обычных, несочлененных автобусах). Не стоит и говорить, что даже о маломальской эффективности подобных перевозок и речи нет. Видимо, предвидя такую ситуацию, на время эксперимента на 191-м, как и на 154-м маршруте, установили часовой интервал движения автобусов (плюс-минус 10 минут).

Но именно последним обстоятельством пассажиры крайне недовольны…

Впрочем, логику транспортников можно понять: хотите ехать без пересадок — посидите в поликлинике или на остановке в ожидании автобуса, желаете добраться домой быстрее — езжайте с пересадками. Выбор есть. Но пассажиры-пациенты называют такое расписание общественного транспорта издевательством, а пересаживаться не хотят, потому что, проехав с одной пересадкой в обе стороны, они заплатят 18 тысяч рублей.

По мнению директора ГУ «Столичный транспорт и связь» Валерия Шкуратова, в какой-то мере такие проблемы могли бы быть решены, если бы на подобных маршрутах использовались автобусы меньшей вместимости. Их количество благодаря некоторой экономии топлива и других ресурсов можно было бы немного увеличить, а интервал сократить.

— В будущем году мы хотели бы закупить 20-30 автобусов «МАЗ-206» средней вместимости для таких целей, — говорит руководитель учреждения. — Однако эта модель тоже не идеальный вариант: слишком высоко расположены задние сиденья, на которые пожилым больным людям не забраться. Да и необходимости в 60-местных салонах на подобных маршрутах нет. Лучше подошли бы автобусы примерно на 40 пассажиров. Но МАЗ такие не выпускает.

Специалисты считают, что небольшие пассажирские машины могли бы пригодиться и при обкатке новых маршрутов, которые набирают популярность не сразу.

По мнению Валерия Шкуратова, теоретически существует еще один вариант решения этой проблемы:

— При возможности хоть частично дотировать негосударственных перевозчиков мы нашли бы желающих купить такую технику для обслуживания маршрутов, нужных небольшому количеству горожан в разных частях столицы. Эти маршруты выставили бы на конкурс. В таких случаях перевозчик получает дотацию, а разницу доплачивают пассажиры.