Золотая молодежь

На линии фонда

10-01-01-133  Ежегодно списки получателей стипендий специальных фондов Президента Республики Беларусь, поддерживающих одаренную молодежь, пополняются новыми именами. Сложно ли стать обладателем подобного гранта, рассказывают сами стипендиаты

10-01-01-133Артем Сечеников, биолог, окончил биофак и аспирантуру БГУ, специальность «Молекулярная генетика»:

— С ранних лет любил естествознание, несколько лет учился в химико-биологическом классе минской школы № 66, куда меня отдали родители, поняв, что нравится это направление. И не ошиблись.

Стипендию Президента Республики Беларусь для аспирантов я получил за работу, которой занимался на протяжении четырех лет. Сейчас готовлю диссертацию и надеюсь, что до конца этого учебного года смогу ее защитить. В чем прикладной аспект моей научной деятельности? Сделать так, чтобы бактерии, добавленные к отобранным пробам почвы, реагировали на определенные типы загрязнителей. Есть проблема — бактерии начинают светиться, сигнализируя, что следующим этапом должна стать биологическая очистка.

Пробовал свои силы в разных сферах деятельности. Сейчас работаю преподавателем на биофаке БГУ и учителем химии в школе № 61. В вузе состав студентов довольно однородный — все прошли отбор и обладают примерно одинаковым уровнем знаний. Их не надо заинтересовывать предметом — они целенаправленно пришли его изучать. В школе же можно встретить и отчаянных отличников, и отъявленных лентяев, одаренных и середнячков, любителей иностранного языка и поклонников точных наук. Всем им нужно дать определенный минимум знаний по предмету. Должен заметить, заинтересовать современных школьников сложно. Я, честно говоря, думал, что приду со своими знаниями, успехами — и ребята, глядя на меня, ударятся в изучение химии и биологии. Этого не произошло. К тому же наша школа работает только второй год. Учебное заведение новое и современное, но набор химических реактивов пока небогатый. А химия — это прежде всего эксперименты, опыты, которые любопытны учащимся. Не рассказы и не видео, а именно возможность взять в руки пробирки увлекает ребят. Мне нравится работать учителем. Даже не ожидал, что в школе будет так интересно!

10-01-02-133Дмитрий Сырокваш, студент 5-го курса факультета радиофизики и компьютерных технологий БГУ:

— Окончив Лицей БГУ, поступил на факультет радиофизики и компьютерных технологий, потому что это единственный факультет, где можно получить знания по математике, физике и программированию одновременно. В год поступления я не был уверен, чем именно хочу заниматься, поэтому такой выбор счел для себя оптимальным. В университете нам дают хорошую теоретическую базу, что, на мой взгляд, очень важно. Наверстать теорию куда сложнее, нежели приобрести практические навыки. Моя профессия будет связана с защитой информации и радиофизикой. Сегодня параллельно с учебой работаю инженером-программистом в Парке высоких технологий и занимаюсь разработкой хранилищ данных.

На факультете дают знания о технической защите информации. Но хочу заметить, многое в этой области держится на элементарной дисциплине. Часто системы информации «падают» из-за пресловутого человеческого фактора. Люди не сильно об этом задумываются — пользуются одним и тем же паролем для всех сервисов. А ведь сегодня это не только странички в соцсетях и почта, но и электронные кошельки. И если взломают одну страницу, доступными в таком случае станут все. Поэтому мой совет — пусть все ваши пароли (именно во множественном числе!) будут сложными и длинными, и храните их исключительно в голове.

Это максимально усложнит задачу программы-взломщика.

В науке важны даже не столько способности, сколько годы упорной работы. Еще в лицее я проводил исследования в области физики — вместе с другом (ныне однокурсником) мы исследовали свойства магнитной жидкости. На первых курсах университета я не столь активно занимался наукой — постигал теорию. А позже, когда понадобилось выполнять курсовые и дипломные работы, вернулся к исследованиям.

Где планирую трудиться по окончании университета? Меня вполне устраивают нынешние условия. Ведь благодаря современным коммуникациям сегодня совсем не обязательно находиться в той стране, где твой работодатель.

10-01-03-133Егор Бяков, студент 3-го курса факультета экранных искусств Белорусской государственной академии искусств:

— Будущую профессию — творческую — выбирал вполне осознанно, колебался разве что между журналистикой и режиссурой. Причем никто в моей семье с творчеством не связан. Поступать было сложно — большая конкуренция, в академию стремилось много талантливых ребят. Педагог у нас хороший и серьезный — декан факультета Павел Иванов, к нему многие желали попасть.

Два года назад моя первая работа — короткометражный фильм «Концерт для мамы» — получила Гран-при на фестивале 100-секундного кино в Тегеране. Фильм сделан в рамках курсового задания. На одном из занятий по режиссуре преподаватель предложил нам вспомнить яркий эпизод из жизни. На память мне пришел выпускной экзамен в музыкальной школе — взволнованная мама, я сам — восьмиклассник с трясущимися руками. Это история о мальчике, который видит, как его мама делает все возможное для того, чтобы сын вырос достойным членом общества. И с помощью музыки, с помощью фортепиано он хочет сказать ей спасибо. После победы на фестивале педагог порекомендовал мне подать документы на получение стипендии специального фонда Президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи.

Помимо учебы я занят на телеканале «Беларусь-2» в качестве ассистента режиссера. Телевидение — это работа в команде и нескончаемый поток проектов, но я не рассматриваю свой труд как конвейер. Свое творчество не считаю продуктом, который можно выдать в эфир и забыть — в каждом сюжете стараюсь найти что-то интересное. Тем более у нас замечательный коллектив, где мне, молодому специалисту, помогают адаптироваться и подстроиться под жесткий график работы и учебы.

По-хорошему амбициозны и мои одногруппники — мы все хотим не просто получить высшее образование, но посвятить жизнь избранной профессии. В академии преподают действующие кинорежиссеры, а студенты могут приходить на «Беларусьфильм» и общаться с актерами и представителями различных профессий киноиндустрии — это очень помогает в учебе.