Столицы женское лицо

Мы в этой жизни только гости…

27-01-01-137 Об искусстве беречь друг друга беседуем с заместителем генерального директора Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Светланой Казюлиной

27-01-02-137— Светлана Дмитриевна, говорят, что в театральном мире нет случайных людей. Служить искусству приходят только те, кто по-настоящему ему предан. Согласны?

— В жизни вообще все не случайно (улыбается). К примеру, мама буквально за день до моего появления на свет смотрела балет «Лебединое озеро» в Мариинском театре. Так что судьба моя, можно сказать, была предопределена.

Я родилась в прекрасном городе на Неве — Ленинграде, где жили, учились и познакомились мои родители. После окончания зенитно-артиллерийского училища отца направили служить в Синеокую, и наша семья перебралась в Минск.

С этим городом связаны все детские воспоминания. С четырех лет ходила в балетную школу, часто бывала в театре оперы и балета и, конечно, как и многие девочки, грезила о сцене. Но не сложилось: мы снова переехали. На этот раз в Полоцк. В Витебске я окончила колледж культуры и искусств и стала на шаг ближе к прекрасному.

— Как судьба вернула вас в Минск?

— В конце 1990-х — начале 2000-х проходил замечательный конкурс  «Все мы родом из детства». К слову, это был один из проектов фонда «Мы — детям», руководил которым нынешний директор Большого театра Владимир Гридюшко.

Один из отборочных туров конкурса проходил в полоцком Дворце культуры ПО «Стекловолокно», где я работала методистом. Тогда и познакомилась с будущим супругом. Переехала к нему в столицу, поступила на заочное отделение Белорусского государственного университета культуры и искусств.

Некоторое время работала директором-распорядителем в Белорусском государственном заслуженном хореографическом ансамбле «Хорошки». Затем пришла в Большой: устроилась начальником рекламного отдела, затем была главным администратором. Последние три года — заместитель генерального директора по международной, гастрольной и маркетинговой деятельности.

— Вы пришли работать в Большой после его реконструкции. Оглядываясь назад: удалось вписать что-то новое в богатейшую историю театра?

— Безусловно. Тогда, 6 лет назад, здесь собралась новая команда. Предстояло не только обновить репертуар, но и объединить артистов балета, оперы, оркестра, которые долгое время работали на разных площадках.

Сегодня можно с гордостью говорить о премьерах, новых проектах театра. Это и Минский международный Рождественский оперный форум, и «Большой новогодний бал в Большом театре», и «Большой театр — детям», и «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов», и «Балетное лето в Большом», и Минский международный Рождественский конкурс вокалистов… К слову, интерес к последнему растет не только у конкурсантов, но и у членов жюри. К примеру, желание принять участие в этом конкурсе в нынешнем году высказал президент ассоциации «Опера Европа» Николас Пейн. Это большая честь и для театра, и для конкурсантов. Отмечу, что членами этой ассоциации являются 155 оперных компаний из 39 стран. Это ведущая организация, предоставляющая широкий спектр услуг профессиональным оперным компаниям и оперным фестивалям по всему миру.

Традиционным становится и Рождественский благотворительный бал книги и аукцион книги, проводимый совместно с Минис­терством информации Беларуси. В прошлом году его центральным событием стала презентация фундаментального издания «Большая энциклопедия Большого теат­ра Беларуси».

Читайте также:  Вопреки

Еще одно достижение теат­ра — журнал «Партер», который выходит в свет каждый месяц. Основная идея издания: писать об искусстве понятно и увлекательно, рассказывать об артистах оперы и балета, музыкантах и просто людях, посвятивших свою жизнь Мельпомене. К слову, в нынешнем году журнал отметил 5-летие.

Такие проекты — гордость страны. Поверьте, не каждый

театр может себе их позволить. Благодаря им, на мой взгляд, меняется отношение к Беларуси в целом.

— Что привлекает зрителя в Большой театр? Как публика встречает наших артистов на гастролях?

— Конечно, притягивает все новое: постановки, проекты, имена. Нынешний, 83-й театральный сезон открыли премьеры — оперы «Кармен» Ж. Бизе, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, балет «Маленький принц» Е. Глебова и опера для детей «Доктор Айболит» М. Морозовой. А сколько интересного впереди!

Именно поэтому спектаклями Большого театра восторгаются и жители нашей страны, и иностранцы. Гости из Германии, к примеру, специально прилетали в Минск на премьеру оперы «Риголетто». А поклонник из Голландии в течение уже нескольких лет дарит солистам балета великолепные букеты.

В конце ноября труппа балета едет в Испанию, в декабре-январе — в Германию и Австрию. На гастролях наши спектакли имеют большой успех. Хочу заметить, что мы не только демонстрируем шедевры мировой культуры, но и выполняем своего рода почетную миссию. По нашим артистам — посланникам Беларуси — судят о всей нации.

— С годами человек действительно становится мудрее?

— Да. Меньше эмоций, больше опыта. Часто повторяю коллегам: «Умейте радоваться простым вещам». Человек пришел в мир, чтобы быть счастливым. У каждого все для этого есть, нужно просто расставить приоритеты. На мой взгляд, счастье не зависит от финансового благополучия, высокого положения в обществе. Оно — в нашем отношении к жизни, настроении, энергии, которую мы излучаем. Помните, в песне: «Мы в этой жизни только гости, немного погостим и станем уходить, кто раньше, кто поздней…»

— Считаете, что мысли материализуются?

— Конечно! Эффект бумеранга никто не отменял. Нести добро, уважать ближнего, не делать зла, не испытывать зависти — простые истины, на которых держится мир.

— В театре вы руководитель. А дома?

— Любящая жена и мама. У нас с супругом Николаем четверо детей на двоих. Сейчас все они взрос­лые, нашли свое место в жизни…

Поскольку во мне течет восточная кровь, она проявляется в чертах характера, моем отношении к жизни, к старшим. Не могу оставаться безучастной к судьбе близких и друзей, всегда пытаюсь помочь — для меня это дело чести.

Часто обращаюсь к книгам с изречениями мудрецов, великих людей. Особенно нравится творчество Омара Хайяма: «Из множества наук всего нужней «Любовь». В поэ­ме юности всегда нежней «Любовь». Когда у мудреца пойдешь учиться жизни, забудь о слове «Жизнь», всего точней «Любовь».