Социум

Неслучайные люди

10-01-01-141В комитете по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома считают, что необходимо менять подходы к назначению пособия по уходу за инвалидами I группы и престарелыми людьми. Такая точка зрения прозвучала на коллегии ведомства

10-01-01-141В Минске пособие по уходу за инвалидами I группы и лицами, достигшими 80-летнего возраста, получают более 4.700 человек. За 9 месяцев текущего года в управления социальной защиты администраций районов города поступило 2.112 обращений за назначением этого вида финансовой помощи. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество таких заявлений увеличилось на 48 процентов, отметила председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Жанна Романович.

Специалисты связывают подобный наплыв желающих в том числе и с вступлением в силу Декрета № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Некоторые безработные, испугавшись, что им придется платить налог, решили выйти из тени и легализоваться. Логика здесь вполне очевидна — человек, который оформляет пособие по уходу, относится к категории занятых. Более того, этот период засчитывается ему в трудовой стаж.

— С одной стороны, мы видим положительный момент. Декрет попутно решил еще одну проблему — уход за стариками, — говорит Жанна Романович. — Пенсионеров старше 80 лет и инвалидов I группы, которые будут находиться под присмотром, стало больше на 2 тысячи. Согласитесь, это действительно хороший факт. Не секрет, что доля пожилого населения столицы увеличивается с каж­дым годом. Поэтому мы должны приветствовать инициативу горожан, готовых осуществлять постоянный уход, помогая тем самым решить проблему нехватки социальных работников. Тем более в городе делается акцент на формы социального обслуживания, которые позволяют пожилому человеку как можно дольше оставаться в привычных домашних условиях. Но у этой ситуации есть и обратная сторона. Существует риск, что в категорию тех, кто собирается ухаживать за инвалидами и стариками, попадут случайные люди, которые будут формально относиться к своим обязанностям. В данном случае серьезно возрастает нагрузка на социальные службы, которым предстоит разобраться, кто есть кто и какие мотивы движут каждым из заявителей.

Несколько лет назад работники социальной сферы уже сталкивались с подобным явлением. После существенного роста размера пособия по уходу за инвалидами и престарелыми, которое сравнялось с бюджетом прожиточного минимума, наблюдался такой же бум желающих присматривать за пожилыми людьми. Причем в качестве помощников предлагали себя даже мужчины в возрасте 40 лет. Есть такие примеры и сегодня.

— Практически все минчане, которые оформили пособие по уходу за инвалидами I группы и лицами, достигшими 80-летнего возраста, добросовестно исполняют свои обязанности, — уточнила Жанна Романович. — Тем не менее проведенный нами мониторинг показал, что 36 человек относились к работе формально, поэтому с ними пришлось расстаться. Так, некоторые скрывали, что являются индивидуальными предпринимателями, в то время как оформляется данное пособие только неработающим трудоспособным гражданам. Есть и те, кто умудрялся присматривать за пожилыми людьми, не проживая на территории города. Говорить в таком случае о качественном уходе просто не приходится.

Именно поэтому в комитете по труду, занятости и социальной защите считают, что необходимо ужес­точать подходы к назначению данного вида пособия. Это поможет отсеять случайных людей и гарантировать достойный уровень жизни престарелым людям и инвалидам I группы.

Это был не единственный вопрос, который обсуждался на коллегии ведомства. Определенных изменений требуют и подходы к трудоустройству обязанных лиц.

— В городе Минске ведется системная и целенаправленная работа по реализации основных требований Декрета № 18, — подчеркнула Жанна Романович. — Папы и мамы, лишенные родительских прав, должны возмещать средства, которые тратит государство на содержание их детей в государственных учреждениях. Показатель трудо­устройства этой категории граждан по городу Минску на 1 ноября составил 100 процентов. Всего в 357 организациях столицы работают 888 обязанных лиц.

При этом председатель комитета пояснила, что в последнее время подходы нанимателей к этой категории сотрудников изменились в лучшую сторону. Они входят в положение горе-родителей и предоставляют им возможность получить более высокую зарплату. Так, 67 человек трудятся с дополнительной нагрузкой, что позволяет им полностью возмещать средства, затраченные государством на содержание детей в интернатах. 12 обязанных лиц прошли курсы повышения квалификации, что тоже дало им возможность увеличить свой заработок.

По-прежнему актуальной остается проблема прогулов. 39 процентов обязанных лиц время от времени устраивают себе незапланированный выходной. Некоторые из них и вовсе отсутствуют на рабочем месте более 10 дней. Так что органам внутренних дел и службам занятости города предстоит серьезная совместная работа.

Определенное беспокойство вызывает и тот факт, что 52 процента обязанных лиц работает в сфере ЖКХ. Это не совсем правильно, считает Жанна Романович. Нельзя концентрировать проблемных сотрудников в одной системе. Необходимо смесить акценты и подумать, какие сферы деятельности можно еще предложить для трудоустройства обязанных лиц. Сегодня неквалифицированные работники требуются в любой отрасли.

Количество обязанных лиц, трудоустроенных по направлению органов государственной службы занятости, увеличилось в столице на 2 процента. При этом число нерадивых родителей, позволяющих себе прогуливать работу более 10 дней, уменьшилось на 17 процентов.