Экономика

Дружба крепка торговлей

07-01-01-150Уровень качества белорусской продукции очень высок, и россияне хотят видеть ее в своих магазинах

07-01-01-150После введения российских санкций в отношении украинских товаров рынок овощных консервов, соков и детского питания в восточной стране-соседке просел на 80 процентов, кондитерских изделий — на 30 процентов. Однако из-за нерешительности и выжидательной политики белорусского производителя наши товары не смогли вовремя заполнить освободившиеся ниши. Сегодня, в частности, кондитерский рынок Российской Федерации заполняют казахские конфеты и печенье, армянские маринованные овощи и соки, сухое молоко из Кыргызстана… Регулярно в течение года вводились также запреты Россельхознадзора на поставку белорусской мясомолочной продукции.

Генеральный директор Евразийского агентства международного сотрудничества Александр Ольшевский, подводя итоги 2015 года, предположил, что ситуация вокруг белорусской мясо-молочной продукции все же не столь мрачная и прогнозы в этой области на 2016-й могут быть оптимистичными.  По его мнению, для этого только надо научиться правильно реагировать на выявленные недостатки. При этом Александр Ольшевский приободрил белорусского производителя: практически все российские предприятия аналогичного профиля получали такие же или более серьезные замечания от контролирующих органов. Поэтому ничего фатального и трагичного в контро­ле наших продуктов нет. Более того, по мнению специалиста, они оказывают оздоравливающий эффект.

Тем не менее в следующем году россияне ждут от белорусов увеличения поставок буквально всей линейки продовольственных товаров. Из-за встречных санкций Российской Федерации в отношении европейской продукции наш ассортимент становится сегментом высшего и премиум-класса. А вот в части экономичного продовольственного рынка России, по мнению тамошних экспертов, Беларусь значительно потеряла в весе.

В Российской Федерации считают, что проведенная программа импортозамещения позволила выпускать в Беларуси продукцию, которая по многим параметрам превосходит аналоги западных товаров, но в то же время исключила возможность производить дешевый и не совсем качественный продукт.

Сегодня у восточного соседа появился новый тренд — белорусский хлеб. Выпеченный по старинным белорусским и литовским рецептам, он не только заменил именитые в России немецкие и голландские караваи, но сразу же вошел в категорию элитных продуктов. Такой хлеб больше всего востребован в замороженном виде ресторанным бизнесом. Кроме того, слуцкий бальзамический уксус, борисовские сыры и плодоовощные консервы признаны экологичной продукцией, превосходящей по ряду качеств некоторые европейские аналоги. Это, кстати, подтверждают и эксперты из Евросоюза.

Российско-белорусское торговое сотрудничество приобретает новую инвестиционную форму. В Гомельской области на базе нескольких сел российские предприниматели развивают бизнес по разведению индеек и выпуску продукции под маркой «Палеская птушка». Разворачивает свою деятельность по продвижению продуктов Русская православная церковь. Россияне считают заманчивой продукцию из регионов западной Беларуси с ее высокими стандартами качества, но не очень широко представленную в РФ.

По мнению Александра Ольшевского, период перестройки и переформатирования белорусско-российских отношений закончен, наступает время нового формата работы. Речь идет о потребности в долгосрочных надежных партнерах, которые возьмут на себя часть рисков и затрат предприятий-производителей, необходимых на входе белорусской продукции на российский рынок.

В Новосибирске, в частности, создан консолидированный дистрибьюторский центр белорусской продукции, который и будет заниматься подобными вопросами. Директор центра Татьяна Глазунова заметила: если приграничные с Беларусью районы и западная часть России насыщены товарами из Синеокой, то Сибирь и Дальний Восток ими не избалованы. В то время как к продуктам из Беларуси гораздо больше уважения, чем к продукции собственного импортозамещения.

Благодаря созданию центра партнеры планируют оптимизировать логистические издержки, маркетинговые затраты и распределить риски, связанные с взаиморасчетами. Кроме того, в планы вновь созданного предприятия входит усиление премиального сегмента продовольственного рынка России белорусскими товарами.

«Целесообразно ли нам изобретать велосипед, если рядом Беларусь с полностью налаженным циклом производства качественных продуктов питания?» — задумываются россияне, обсуждая программу полного самообеспечения продуктами питания к 2020 году.