Люди и время

Николай Цискаридзе: «Внимания на скандалы не обращаю»

15-02-01-05О конкурсе детских талантов «Синяя птица» и о балетном образовании говорили с народным артистом России Николаем Цискаридзе

15-02-01-05На протяжении всего показа Цискаридзе был самым эмоциональным судьей. Искренне переживал за каждого участника и старался его поддержать.

— Николай, когда смотришь конкурс, поражает уровень мастерства участников, хотя они еще совсем дети.

— А ничего удивительного, ведь это дети, которые учатся в серьезнейших учебных заведениях. Их с детства готовят к сложнейшей профессии. Мы с ними общаемся исключительно как с профессионалами. Особенно порадовали ребята из Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского.

— Ну, по-моему, тут само имя школы обязывает…

— Ни для кого не секрет, что эта школа одна из главных и лучших в мире. Ну и, конечно же, то, что дети из академии русского балета будут лучшими, у меня тоже не вызывало сомнений.

— Нелегко вам пришлось!

— Вы даже не представляете себе как! И дело не в том, что приходилось выбирать лучших из лучших. Сложно было сравнивать цирк с музыкой, музыку — с балетом, балет — с вокалом.

— Несколько лет назад в интервью Владимиру Познеру вы выразили сомнение в том, что Россия сохранит лидерство в области театрального искусства. Что-то изменилось с тех пор?

— А я и сейчас продолжаю высказывать подобные опасения. Понимаете, российское образование — уникальное. Ему нет аналогов в мире. Ни одна страна не тратила такое количество денег на бесплатное образование уникально одаренных детей. Подчеркиваю, бесплатное! Поэтому нашу систему образования обязательно нужно сохранить. Модернизировать ее не нужно. Ни в коем случае не трогать систему образования. Сохранение традиций русской школы зависит от тех, кто руководит. Я видел очень много людей, которые находились на руководящих должностях, но при этом не понимали специфики профессии.

— Вы сегодня тоже стали руководителем…

— И мне за свою работу не стыдно. Результатами, которые есть сегодня, я горжусь. Не так давно в Эрмитажном театре состоялся премьерный показ «Феи кукол». Исполнители — воспитанники нашей академии. Были затрачены неимоверные усилия на подготовку этого спектакля. При том что мы показывали не полную версию спектак­ля, а лишь сюиту продолжительностью в 50 минут. Полную версию зрители увидят в июне на сцене Мариинского театра.

— Ваше назначение на пост ректора Академии балета наделало очень много шума. Мол, пришел Цискаридзе, сменил уважаемых людей.

— Меня долго уговаривали занять эту должность… Знаете, когда Владимир Васильев уходил из Большого театра, собралась его команда и била себя в грудь, уверяя, дескать, и мы уйдем вместе с ним. И что? Поверьте, все по сей день работают!

— Подобные лицемеры вас не раздражают?

— Нет. Это жизнь. Так было всегда. Помню, когда был маленьким, вместе с няней выучил стихотворение Расула Гамзатова «Правду высказать недолго. А соврешь — придется долго, долго-долго, очень долго, без конца придется врать. Лучше времени не трать!» Очень правильные строки.

— И что, вы никогда не врете?

— Стараюсь. Другое дело, что правда-то не всем нравится. Бывает, что лучше и промолчать.

— Получается?

— Иногда. Но если говорю, то говорю конкретно.

— После вашего «конкретно» иногда разгораются скандалы. Как вы на это отвечаете?

— Никак. Просто иду дальше. Когда поступил в хореографическое училище, мне пришлось учиться бороться за место под солнцем. Научили меня этому две великие женщины — балерины Марина Семенова и Галина Уланова, которые знали, что если они не будут меня «оберегать», то этот наивный ребенок будет растерт в порошок. Как видите, у них все получилось. Сегодня я возглавляю Академию русского балета имени Вагановой.

— В работе честность помогает?

— Когда как. Во власти вообще все очень сложно…

— А вы стремились к ней?

— Во власти есть очень страшный момент — уязвимость. А падать всегда больно.