Образование Next

Внимание деталям

08-01-01-10Инженерные профессии у молодежи не популярны. А потребность в таких специалистах велика. Как привить детям интерес к точным наукам, конструированию, программированию?

08-01-01-10В столичных школах и гимназиях появились кружки по робототехнике, которые открывают девчонкам и мальчишкам безграничный мир технических возможностей. Благодаря современным детским конструкторам из маленьких деталей можно создать любого робота. А еще подключить свое творение к компьютеру и «оживить» — запрограммировать модель выполнять определенные действия. Конечно, школьников это увлекает, пробуждает в них азарт. Между тем такие кружки пока есть только в 20 учреждениях общего среднего образования Минска.

— Наша цель — привлечь как можно больше школ, педагогов к проведению занятий по робототехнике, — говорит заместитель начальника отдела информатизации Центра информационных ресурсов системы регионального образования Минского городского института развития образования (МГИРО) Татьяна Дыбовская. — Подобные кружки открыты и при коммерческих организациях, но стоимость занятий там выше. Да и ребенку будет удобнее посещать их прямо в школе. В нашем институте открылась лаборатория робототехники «STEAM-академия» по обучению педагогов работе с конструкторами нового поколения. Проводим очные занятия, виртуальные консультации. Уже выпустили 50 педагогов, еще 300 посетили обучающие семинары. Ждем новых: учителей начальных классов, а также учителей-предметников любой направленности — от физики и математики до, скажем, белорусского языка. Кстати, у нас прошла обучение учитель английского, которая использует на своих уроках полученные навыки.

По данным комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, в столице наблюдается дефицит инженерно-конструкторских кадров: на 1 сентября 2015 года — 253 вакансии. Республиканский институт контроля знаний приводит такую статистику: результаты централизованного тестирования по математике и физике в прошлом году составили в среднем 41,22 балла, что говорит о недостаточной мотивации школьников к изучению этих предметов.

— Кружок по робототехнике — свое­образный курс ранней профориентации, — замечает начальник Центра информационных ресурсов системы регионального образования МГИРО Наталья Соколова. — На занятиях используется «умный» конструктор известной датской фирмы, с которой у нашего института партнерские отношения. Свою продукцию компания поставляет в минские школы бесплатно. Ученики младших классов больше увлечены конструированием: дети учатся наблюдать, прогнозировать, оценивать результаты. Старшеклассники занимаются программированием моделей, созданием сложных алгоритмов для роботов.

Без роботов жизнь современного человека трудно представить. Ежедневно нас окружают десятки простых и сложных механизмов, призванных облегчить нам существование: от мультиварки и посудомоечной машины до домофона. Изобретательные конструкторы создали даже роботов-музыкантов, уборщиков, сиделок, хирургов. Фантастические предположения высказываются и о будущем робототехники — роботам пророчат полеты в космос, обретение чувств, разума, зрения. Конечно, такая наука не может оставить молодежь равнодушной. В минской школе № 30 кружок по робототехнике посещают ребята с 1-го по 11-й класс.

— Интересно, что среди маленьких кружковцев даже больше девочек — им нравится творить, создавать что-то красивое своими руками, — рассказывает заместитель директора по учебной работе Татьяна Балутина. — Но к старшим классам они отсеи­ваются — работа со сложными механизмами, роботами все-таки чаще занятие для мальчиков. Наши учащиеся участвуют в городских и республиканских олимпиадах, выставках, форумах — представляют свои оригинальные модели. Например, девятиклассник Илья Стефанович сейчас работает над проектом робота, обслуживающего атомную электростанцию. Как правило, такие ребята хотят стать программистами: нацелены на поступление в Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники. В будущем видят себя в IT-специальностях. А вот стать инженерами, увы, пока желают не так много учащихся. Возможно, такие кружки, как наш, в будущем воспитают опытных конструкторов: занятия робототехникой развивают у детей память, воображение, пространственное мышление и логику.

Кружки по робототехнике при школах платные, занимаются в них раз в неделю по 90 минут. Но по согласованию с Министерством образования они могут стать бесплатными и быть внесены в сеть факультативов.