В учительской

Лицом к лицею

08-01-01-20 Зачем педагоги лицея № 2 ежегодно сдают централизованное тестирование и как обычного середнячка превратить в победителя олимпиад?

08-01-02-20В прошлом году лицею № 2, что в Ленинском районе, исполнилось 15 лет. О том, каких успехов достигло учебное заведение за время своего существования и чем оно выгодно отличается от других образовательных учреждений района и города, беседуем с его руководителем Галиной Богомоловой.

— Ранее здесь находилась средняя школа № 161, — рассказывает она. — В 2000 году под лицей отвели один этаж, мы дружно уживались вместе. Летом 2001-го школу закрыли и здание полностью передали на баланс лицея. Это сегодня у нас обустроено 7 ресурсных центров и каждая ауди­тория оснащена по последнему слову техники. А тогда в кабинетах не было ни одного целого ученического стула. Поэтому начали с приобретения мебели, позднее — техники. Да, сегодня, переступая порог лицея, ощущаешь уютную атмосферу. Однако на то, чтобы привести в хорошее состояние все этажи и аудитории, потребовалось затратить немало усилий. Уверена: получить результат и создать особенное учреждение образования под силу только особенному педагогическому коллективу. А задача руководителя — ценить и всячески лелеять его. Кроме того, чтобы учебное заведение состоялось, оно должно быть отличным от всех. Наша специфика — в сотрудничестве детей и педагогов и атмосфере доброжелательности.

— Как удалось собрать такую исключительную команду?

— До того как возглавить лицей, 7 лет трудилась директором средней школы № 129. Еще там подбирала коллектив под свои требования. Его костяк впоследствии перешел вслед за мной.

— Охотно принимаете молодых педагогов?

— Конечно! Из лицея они увольняются, только если я вижу, что это случайный человек в профессии, что он не способен работать над собой и подниматься на новые высоты в своем развитии. При этом положительных примеров масса! В частности, наша выпускница Лиза Белобудова, окончив химфак БГУ, два года ждала, пока откроется вакансия, чтобы трудоустроиться к нам. И я уверена: этот педагог точно станет звез­дой в своем деле.

С удовольствием приняла на работу Юрия Ковзуна — учителя химии, перешедшего к нам из гимназии другого района. До этого заочно знала его два года.

Изумительный педагог и большой новатор — учитель истории Дмитрий Дрожжа. Это он создал проект «Падарожжа з Дрожжай», получивший грант Мингорисполкома. Он же придумал и организовал в лицее танцевальные перерывы. Только представьте: на переменках ребята двигаются в ритме ирландских танцев, белорусских народных и прочих.

На Федора Родионова я, как директор, и вовсе молюсь. На городских олимпиадах его воспитанники ежегодно получают дипломы и похвальные отзывы.

Работа в лицее привлекает молодых педагогов возможностью творчества. Я поощряю любые эксперименты — в рамках разумного, естественно.

— К вам поступают исключительно отличники?

— Необязательно. Наши учащиеся — это ребята из различных учреждений образования Минска: обычных средних школ и довольно успешных гимназий. Приезжают даже из пригорода, к примеру Фаниполя. И мне отрадно отметить, что престиж лицея с каждым днем растет. В прошлом году конкурс составил 2 человека на место — повыше, чем на некоторых факультетах вузов!

Да, нередко поступают дети с невысокой базой. Но за два года они получают достойное среднее образование. Могу с уверенностью сказать, что ребята, которые оканчивают наши физико-математические классы, получают отличные знания и по русскому языку, и по иностранному, и по другим предметам. Для них открываются платные курсы, действуют факультативы, которые ребята могут выбирать согласно нагрузке, определенной санитарными нормами и правилами. Обиженных детей у нас нет. Посмотрите гостевую книгу — сколько слов благодарности пишут выпускники разных лет.

— Знаю, что ранее в лицее существовала традиция: педагоги каждый год наравне с учащимися сдавали централизованное тестирование…

— И эта традиция существует по сей день. Педагоги Елена Нестерук, Павел Маркелов, Олег Таранко сдают централизованное тестирование наравне с подопечными, чтобы говорить с детьми на одном языке и быть убежденными, что на сто баллов знают свой предмет.

— Лицей не первый год принимает у себя районную научно-практическую конференцию. В чем, по-вашему, польза исследовательской работы для учащихся?

— Научные изыскания развивают ребенка в той области, которая ему интересна, учат выбирать источники информации, углубляться в тему. Отмечу, что среди воспитанников лицея такая деятельность очень популяр­на. Да и учителям нравится заниматься с детьми: это значительно повышает качество их собственных знаний. В числе таких педагогов — учитель английского языка Наталья Прокопович (к слову, тоже выпускница лицея). Она с большим удовольствием разрабатывает с ребятами различные проекты.

— Согласны ли вы с тем, что уровень подготовки детей из года в год снижается?

— Сравнивая сегодняшних детей с учащимися, поступавшими к нам в начале 2000-х годов, могу отметить, что последние отличались большей широтой знаний. Хотелось бы, чтобы качество образования в современной школе было выше. Дети поступают в лицей, и мы видим, что они не умеют учиться. Много сил прикладываем к тому, чтобы показать, как они должны работать, чтобы быть успешными. Поэтому первую четверть ребята обычно заканчивают с отметками гораздо ниже тех, что выставлены в свидетельстве о получении базового образования. На первом установочном собрании для родителей я всегда честно предупреждаю пап и мам о такой перспективе, чтобы потом они не испытывали стресса оттого, что ребенок, имея по русскому языку в аттестате 8 баллов, за первую четверть получил 4 или 5. В итоге дети понимают, что им нужно будет работать для того, чтобы отметки соответствовали уровню их знаний. К концу 11-го класса они адекватно воспринимают то, что учителя оценивают их абсолютно честно.

За всю историю у нас не было ни одного выпускника, который бы сказал: «Я зря поступил в лицей. Лучше бы остался в своей средней школе и окончил ее с более высоким баллом аттестата».

— Готовясь к централизованному тестированию, пользуются ли ваши учащиеся услугами репетиторов? Или им достаточно той подготовки, которую они получают в лицее?

— Многим достаточно. Однако на сегодняшний день среди родителей царит какая-то нездоровая паника. Их никак не переубедить в том, что если ученик работает на уроках в полную силу, то этого достаточно, чтобы успешно сдать централизованное тестирование. Вдобавок педагоги лицея предлагают услуги по организации платных кружков по подготовке к нему. Тем не менее многие родители предпочитают искать помощь на стороне… А результат все равно одинаковый.

— Как совмещаете менеджерские и педагогические функции, обязанности мамы и жены, а также собственные увлечения?

— Сегодня руководителем в принципе быть непросто. Но если это по-настоящему ваше дело, то работа будет приносить удовольствие. Я получаю удовлетворение от того, чем занимаюсь. Свободного времени, конечно, остается мало. День начинаю с 30-минутной гимнастики. В юности серьезно занималась спортом. Сейчас же полчаса утреннего фитнеса — всё, на что меня хватает (улыбается).

— Вы строгий директор?

— Нет, скорее понимающий. Да, случается устраивать выволочки педагогам и учащимся, однако всегда по делу. Если они не обижаются, значит, справедливо.

— Как сами пришли в педагогику?

— Я из учительской семьи, поэтому своей профессией горю буквально со школьных лет. Мама, учитель начальных классов, осознавая все сложности, которые встречаются на пути педагога, настоятельно отговаривала от поступления в пединститут. Привозя меня в Минск, водила по всем вузам и говорила: «Доченька, давай будем выбирать что-то другое…» Я же хотела только в пединститут. Преподавать физику продолжаю и сегодня, правда, в обычных классах, а не физико-математических.

— Ваши близкие тоже связаны с педагогикой?

— Сын и невестка трудятся на этом поприще — оба физики. Супруг — преподаватель в Лицее БГУ.

— Какими принципами руководствуетесь в работе?

— Принципами доброты, справедливости и любви. Умение услышать ученика — главное. Детям также необходимо показывать, что нужно жить в мире и ладу с собой и окружающими.

Галина Богомолова — лауреат премии Мингорисполкома за проект «Совершенствование управления качеством образования на основе применения современных организационных механизмов», награждена знаком «Отличник образования Республики Беларусь».