Школа в лицах

Слаженным оркестром

08-01-01-23 Именно так работают в этом учебном заведении руководители, педагоги, ученики, технический персонал

В 1977 году на базе музыкальной студии Советского района в подвальном помещении жилого дома открылась вечерняя школа общего музыкального образования. Потом она стала детской музыкальной школой № 16, в которой постепенно открывались новые классы — хоровой, цимбал, кларнета, балалайки, домры, виолончели…

08-01-01-23Элла Борисова, директор:

— Я раньше директорствовала в подобной школе в Мачулищах. Первым чувством, которое испытала, перешагнув порог 16-й школы, была благодарность к предшественникам за созданную гармонию. Здесь все благородно и красиво — внут­реннее оформление, благоустройство двора, дизайн помещений, отношения между воспитанниками и педагогами…

У нас прекрасный коллектив. Даже технические работники одарены художественным вкусом, все вахтеры — театралы и меломаны. И что самое главное, в школе замечательные педагоги. Лучших назвать невозможно, так как все они достойные, творческие люди. Потому назову самых опытных. Лариса Семеновна Верешня воспитывает пианистов, готовит из них дипломантов и лауреатов. Педагоги Наталья Владимировна Тетерук и Светлана Семеновна Белобородова тоже пианистки, Марина Федоровна Зайцева — заведующая отделением струнно-смычковых инструментов, Татьяна Тимофеевна Толстова — преподаватель по классу цимбал. Многие еще и руководят профильными ансамблями. Недавно праздновали полувековой юбилей творческой деятельности Николая Ивановича Расолько, руководителя народного отделения, педагога по классу баяна, дирижера учительского оркестра, много лет проработавшего директором этой школы. Торжество проходило в Заводском районе в центре «Золак», потому что Николай Иванович и там работал. Он помогает поддерживать связи между нашей школой и другими подобными заведениями города. А так как в отличие от учащихся школ изобразительного искусства, могущих посещать художественные выставки бесплатно, на посещение театров и филармонии у нас скидок нет, мы приглашаем известных музыкантов к себе. Недавно, например, состоялась встреча с пианистом Игорем Владимировичем Оловниковым.

Мы сторонники обмена, совместной творческой деятельности с другими учебными заведениями, потому столь востребованы в нашей среде открытые уроки, концерты. Тем более что в общеобразовательных школах дети мало выступают публично, даже у доски. По большей части они сдают письменное тестирование. А музыкантам необходима определенная смелость для выхода на сцену, кураж, иначе они просто оробеют перед публикой. Потому обмен выступлениями с коллегами помогает ученикам раскрепоститься, дает возможность донести свои эмоции и умение залу. Частые выступления перед ветеранами доставляют радость и почтенным зрителям, и юным артистам. Работа над мелодиями военных лет вызывает у ребят интерес к истории, к фронтовому быту, а значит, и вопросы к старым солдатам. Такое общение формирует мировоззрение наших ребят, воспитывает патриотизм. Безусловно, эти встречи способствовали активности нашего коллектива в сборе средств на возведение мемориального комплекса «Тростенец». За участие в акции школа отмечена сертификатом.

08-01-02-23Светлана Денисюк, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель хорового класса:

— Прекрасные воодушевленные, взволнованные и даже испуганные лица учеников нашей школы лучше всего рассматривать на концертах, которые мы ежемесячно даем в своем школьном зале. Здесь собираются родители, друзья, соседи, знакомые, выпускники прошлых лет. Самый ответственный для нас концерт проходит раз в году в концертном зале «Верхний город», а один из юбилеев школы мы отмечали в большом зале филармонии. Это всегда экзамен перед минчанами, перед профессиональными музыкантами, ценителями музыки. Если взять последний год, то наши ребята с февраля 2015-го по февраль 2016-го участвовали в 14 конкурсах, из которых 3 были международными. Во всех мы завоевали награды. В Зальцбурге, на родине Моцарта, наш Прохор Одинец стал лауреатом конкурса «Звезды Зальцбурга». Он же в Международном конкурсе-фестивале музыкально-художественного творчества «Славянские встречи» стал обладателем еще двух лауреатских дипломов I степени, один индивидуально, второй в дуэте с Артемом Бридней. Здесь же диплом II степени получил и скрипач Владислав Мартыненко. На городских, республиканских, открытых конкурсах наши воспитанники всегда получают награды.

08-01-03-23Татьяна Толстова, заведующая отделением струнных народных инструментов, учитель по классу цимбал:

— Люблю на приемных экзаменах присматриваться к новичкам. У многих из них еще не определились пристрастия и предпочтения, мама сказала: пианино — он и идет на пианино. А я по себе помню, как дедушка купил именно пианино и, будучи сам хорошим скрипачом-самоучкой, решил дать внучкам соответствующее образование. Пришли мы с сестрой поступать, я случайно услышала цимбалы — и осталась с ними навсегда. Была городской девочкой, не знала этого инструмента. Потому теперь любознательным ребятам, еще не определившимся с выбором, в первую очередь рассказываю об истории цимбал, о том, что в старину на них играли только мужчины — «слухачи», без знания нотной грамоты. Они часто носили цимбалы, как и гусли, на шее, очень берегли их.

Вот так и Рита Турлюк пришла к нам поступать и, как я когда-то, услышала цимбалы. Так и стала городская девочка из музыкальной семьи, обладающая народным голосом, лучшей моей ученицей. Теперь она собирается поступать в музыкальный колледж. Должна сказать, цимбалам нужна реклама — и они станут брендом Беларуси на мировом уровне. Не могу забыть, как в Вене, когда на площади играли ребята из «Дудариков», люди вытирали слезы, слушая нашу народную музыку.

08-01-04-23Николай Расолько, заведующий народным отделением, учитель по классу баяна:

— «Школа в лицах» — хорошо, но не меньше нам подошла бы рубрика «Школа в звуках». Наше учреждение звучало, еще когда находилось в цокольном этаже жилого дома и было вечерней школой общего музыкального образования для людей любого возраста. Можно только представить, как реагировали обитатели дома на неумелое рыпанье начинающих и как подпевали они мелодиям выпускников. В это здание мы перебирались, когда я был директором. Звуковым сопровождением процесса было недовольное ворчание финансистов, гневные тирады должностных лиц и мои в разных тональностях доводы о дешевизне приобретаемых материалов, крайней необходимости новых полов, потолков, дверей и тому подобном. Но все получилось, и с новой силой зазвучали инструменты, ансамб­ли, оркестры и хор. Еще в 1985 году мы создали учительский оркестр. Чтобы не терять квалификацию, подавать ребятам пример, подражая летной традиции — чем выше звание, тем лучше ты должен летать. И вот уже 30 лет играем! Должен сказать, что и ребята охотно идут в хоры и оркестры, этот вид коллективного творчества имеет особую энергетику, особое воздействие на зрителя.

Баян или аккордеон нынче не в моде, среди поступающих конкурс невелик. Но однажды на традиционном концерте 1 сентября показал мастерство аккордеонист, один из наших лучших учеников. И новичок, только-только поступивший в класс фортепьяно, заявил родителям о своей внезапной, но непреодолимой любви к аккордеону. И настоял на переводе в наш класс.

08-01-05-23Гордость школы

Прохор Одинец. В 2015 году получил дип­лом лауреата I степени на Международном фес­тивале-конкурсе в Зальцбурге, две такие же награды на Международном конкурсе-фес­тивале «Славянские встречи», дипломант Рес­публиканского конкурса пианистов имени Л.И. Марголиной (в дуэте с Артемом Бридней).

Дарья Никифорова. Обладатель диплома лауреата III степени на Республиканском конкурсе юных пианистов имени Кузменко.

Артем Бридня. Завоевал диплом лауреа­та I степени в фортепианном дуэте с Прохором Одинцом («Славянские встречи», 2015 год).

Маргарита Турлюк. Призер музыкально-теоретической олимпиады, Республиканского открытого конкурса исполнителей на народных инструментах имени Жиновича, фестиваля белорусской музыки «Папараць-кветка».