Партизанский район

Совсем не случайный

13-01-01-23  Разработка «Белкоммунмаша» — новая модель троллейбуса с автономным ходом в 15 километров —упоминалась в докладе об итогах социально-экономического развития района отдельной строкой

13-01-03-23«Неужели так дорого стоит буксировка неисправной машины, чтобы придумывать специальный энергонакопитель? — подумалось мне. — Да и нечасто ломаются троллейбусы…»

Этот вопрос я повторила при встрече с главным конструктором, директором УП «НТПЦ «Белкоммунмаш» Олегом Быцко.

— Действительно, наши машины — прочные, надежные и ломаются редко, — подтвердил Олег Витальевич. — К тому же Минску такая модификация пока не нужна, так как в новых микрорайо­нах очень быстро прокладываются троллейбусные линии. Эти машины интересны для городов Российской Федерации, где новые кварталы строятся, а с транспортом плохо. Чаще всего их обслуживают частные автобусные компании. Троллейбусы же, как правило, собственность муниципальная, доход от них пополняет городскую казну. Подобные города и выступают нашими заказчиками.

13-01-02-23— Ну а что же для минчан нового готовится?

— Мы постоянно изучаем претензии и замечания пассажиров. Знаем, что люди пожилые недовольны высоко расположенными креслами. Потому в 420-й модели низких сидений 16 против 9 в 321-й.

Сиденья, обозначенные пиктограммой, на 4 сантиметра шире, у двух откидные подлокотники. Во всех машинах, сделанных после 2011 года, есть откидные пандусы и кнопка-сигнал водителю, чтобы помог выйти, если человеку это сделать трудно. Теперь готовятся машины с приспособлением для тех, кто плохо видит. Социальные учреж­дения им раздадут по брелочку, при нажатии на который подкативший к остановке троллейбус «представится» — прозвучит номер марш­рута, автоматика сориен­тирует человека на двери.

— Это, так скажем, для послушных пассажиров. Но есть и любители царапать, кромсать сиденья, рисовать на них. Что-то антивандальное придумано?

— Как конструктор и как пассажир люблю тканевую обивку сидений, особенно если ткань с металлической нитью и не режется. Но у нас она не производится и не каждый заказчик соглашается на ее закупку за рубежом из-за дороговизны. Города Средней Азии часто просят чисто пластиковые кресла, с их теплым климатом это нормально. Для средней полосы чаще всего идет винилискожа.

«Росписи» с нее легко смываются, да и поменять обшивку просто, подушки кресел съемные.

— А для водителей что придумано? Они, кстати, замечают, что в дождь угольные вставки токоприемников надо менять каждые полчаса. Да и гул рулевого усилителя мог бы быть не столь громким…

— Есть вариант вставок из угля с медью, но тогда быстро стираются провода, а их заменить гораздо дороже и сложнее. Гул от гидроусилителя неприятный, сам водил троллейбус, знаю. Но он не превышает допустимых норм. Ничего другого пока предложить не можем.

— Цвет машин зависит от наличия на заводе краски?

— Нет, от желания заказчика. К примеру, Кишинев заказывает машины в голубых тонах, для Гродно делали сине-оранжевые, в Белграде наши машины красные, Москва выбрала сочетание синего с белым. В Минске, как видите, преоб­ладает светло-оливковый немаркий колер. Цвет различных видов транспорта выбирают городские власти, архитекторы, дизайнеры. Обсуждают, советуются, примеривают его к палитре города. Идут разговоры, что Минску подойдет красный цвет троллейбусов.

— Когда-то на «лбу» трамваев светились огоньки, сочетание которых обозначало тот или иной маршрут. Чтобы в темноте было видно издалека.

— В Петербурге и сейчас такое есть. У нас отменили, наверное, потому, что стало много маршрутов, цвета в радуге ограничены, невозможно скомбинировать столько сочетаний. Хотя для трамваев можно такое сделать.

— Олег Витальевич, в связи с удешевлением нефти экологические проблемы в мире как бы отошли на второй план. Самые заядлые «зеленые» с удовольствием рассекают на бензиновых авто, электрические виды транспорта не пропагандируются. Это сказывается на вашем производстве?

— В какой-то мере да. Но должен заметить, что удешевление нефти не вечно, все идет по спирали, и цены на нее вернутся. И экологические проблемы заявят о себе в полный голос. Китай, к примеру, это предвидит и разрабатывает электротранспорт с накопителями электроэнергии во время движения. У нас в проекте электробус на базе 433-й модели троллейбуса с зарядным устройством на крыше, 5 минут подзарядки на конечной остановке — и покатил… Тем более что в Беларуси скоро будет своя АЭС, и мы в предвидении этого стараемся шагать в ногу.

Троллейбус — машина сложная, недаром ракетостроителю Чернову, известному в свое время в ученых кругах наравне с Сергеем Королевым, в качестве испытательного задания было предложено сконструировать цельнометаллический советский троллейбус, в честь которого потом Булат Окуджава написал песню-хит «Я в синий троллейбус сажусь на ходу. В последний, случайный…».