Год культуры

Взялись за Шекспира

09-01-01-30 19 и 20 марта Большой театр Беларуси представляет первую оперную премьеру этого года — «Макбет» Джузеппе Верди

09-01-01-30Концертная версия «Макбета» уже была в Большом — в 2010 году. И вот на белорусской сцене впервые увидим полноценную оперу, созданную на основе шекспировской трагедии. Знатный полководец Макбет идет к власти по трупам: убиты король Дункан, военачальник Банко, дети Макдуфа. В спектакле есть и колдовство. Не злые ли духи виновники того, что льется кровь? За уточнениями обратимся к главному режиссеру Большого театра Беларуси Михаилу Панджавидзе.

— Михаил Александрович, что все-таки произошло с Макбетом? Считается, что в превращении Макбета в кровавого злодея виновна его жена…

— Ну, это банально. У Шекспира сказано о Макбете: «Не из-за вас он впал в порок, а сам бездушен и жесток». Сам! Пороки — это продолжение наших недостатков. Гордыня — продолжение гордости. Безрассудство — продолжение храбрости. Трусость — продолжение осторожности… Макбет отверг каноны божьи. Человек незаурядный, обласканный властью, защищенный статусом национального героя, он скатился в пучину безверия и нигилизма. И началось полное разложение личности. Действие оперы происходит в XI веке в католической Шотландии. С религиозностью там все серьезно. Но если человек перестает верить, жизнь для него — тоска, а смерть ужасна.

09-01-02-30Жена… Она рядом с мужем — в нужное время и в нужном месте. Леди Макбет — еще одна жертва Макбета. Он развратил ее, распалил тщеславие. По своей сути леди Макбет — второе «я» Макбета. Поэтому и подталкивает идти в преступлениях до конца.

— В сегодняшнем обществе вы видите макбетов?

— С недавнего времени я перестал заниматься проблемами сегодняшнего общества и никаких социально-политических аллюзий делать не собираюсь. Близится столетие великих потрясений — имею в виду революции, и мне кажется, что человечеству пора уже вразумиться. Никогда ничего хорошего из насилия не происходит. Если вернуться к опере, то раздутое честолюбие, повторю, это один из пороков, который низводит человека до звериного облика.

— Говорят, ведьмами на сцене будут мужчины, танцовщики…

— Верди написал хор ведьм, но мы вернулись к Шекспиру, у него три ведьмы. Может, это и не ведьмы, а некая всепроникающая субстанция — духи земли? Хор их озвучивает. А танцуют действительно мужчины.

— Что происходит с Макбетом в конце оперы? Он раскаи­вается?

— Нет. У нас нет последней арии, в которой Макбет осмысливает происходящее, и это правильно, по Шекспиру. В первой редакции оперы Верди пытался облагородить своего персонажа, пробовал написать арию раскаяния, хотел быть адвокатом Макбета, но во второй редакции отказался от этого. Обменявшись парой фраз с Макдуфом, Макбет погибает от его руки. Погибает очень быстро, без соплей. Некоторые говорят: потеряно развитие образа. А мне кажется, это и есть то самое развитие образа: человек-тварь исчезает с лица земли без следа, не оставляя после себя ни потомства, ни государства… Черт не может созидать, черт может только разрушать.

— На что зритель должен настроиться, идя на ваш спектакль?

— Я использовал приемы, присущие театру Шекспира, приемы реалистического и символического театра. На меня в свое время произвела впечатление постановка «Макбета» Эймунтасом Някрошюсом в Большом театре России. Но прямых заимствований нет.

Над оперой работали заслуженный артист Украины В. Плоскина (дирижер-постановщик), обладатели медали Франциска Скорины М. Панджавидзе (режиссер-постановщик) и А. Костюченко (художник-постановщик), народная артистка Беларуси Н. Ломанович (хормейстер-постановщик). Художники по костюмам — народный художник России В. Окунев и М. Мороз, балетмейстеры-постановщики — заслуженная артистка Республики Беларусь Ю. Дятко и народный артист Беларуси К. Кузнецов.