Календарь

«»
Март 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Популярное в номере

Путь к сердцу

Героини нашей рубрики — начальник пассажирского поезда на Белорусской железной дороге Татьяна Шинкевич и ее дочь проводник Мария Метлицкая. Они рассказали, как принимали роды у пассажирки и в какие приметы верят

23-01-01-31— Профессия проводника в советское время считалась престижной?

Татьяна Шинкевич (Т. Ш.): Конечно! В детстве мне очень нравилась форма проводников. Всякий раз, когда видела свою соседку, работавшую на железной дороге, представляла себя на ее месте. Но после школы решила поступать в технологический институт. И только когда не прошла по конкурсу, подала документы в железнодорожное училище. Как и многие молодые специалисты, сначала витала в облаках. Но затем начался тяжелый труд. Проводник ведь обязан не только убирать в вагоне (для этих целей есть даже пылесос), но и раздавать пассажирам постельное белье, предлагать чай, кондитерские изделия. Самое сложное — найти контакт с клиентами, которые бывают разными. Случаются между ними и драки. В таком случае проводник обращается к начальнику поезда, а тот связывается со специалистами ближайшей станции и просит вызвать наряд милиции.

— В каком направлении курсировал ваш первый поезд?

Т. Ш.: Из Минска в Киев и обратно. В то время Белорусскую железную дорогу старались сделать узнаваемой, поэтому появлялось все больше фирменных поездов. Таким стал и киевский. Фирменные поезда ходили быстрее, в составах были новые вагоны. Вводились дополнительные услуги, например, проводники застилали постели для пассажиров, предлагался широкий перечень продукции к чаю. С 1995 года работаю начальником поезда. Сегодня езжу из Минска в Ригу и обратно. В моих обязанностях — координация работы проводников.

— Мария, а вы случайно не с мамой работаете?

Мария Метлицкая (М. М.): Нет, езжу в киевском направлении. На железную дорогу пришла в 2009 году. Правда, довольно быст­ро вышла замуж и отправилась в декрет. Вернулась на работу три года назад.

Т. Ш.: Если честно, Маша не собиралась быть проводником. В детстве, когда я находилась в рейсах, она очень скучала. Первое время дочери приходилось тяжело на работе. Бывало, возвращалась домой в слезах, говорила, что уволится. Не понимала, почему руководитель от нее требует то или иное. Это проблема многих молодых людей, им тяжело привыкнуть подчиняться кому-то еще, кроме мамы и папы. Иногда я ей говорила, что двух проводников дома быть не должно, хотя бы потому, что некому пыль вытереть (смеется).

М. М.: Со временем стала замечать плюсы в работе. Проводнику удается побывать во многих городах, познакомиться с интересными людьми.

Т. Ш.: В моем вагоне часто ездили артисты: Абдулов, Аллегрова, Бабкина, Долина, Буйнов, группа «Иванушки International». Многое зависит от того, направляются они на гастроли или возвращаются домой. В первом случае ведут себя вежливо, шутят, поют на весь вагон, во втором — просят не беспокоить.

— Мария, ваш ребенок не обижается на вас из-за частого отсутствия дома?

М. М: Нет, ведь мы созваниваемся по мобильному телефону. За дочерью присматривают муж, бабушки и соседи, с которыми у нас хорошие отношения.

— В дороге проезжаешь леса, поля, города. Успеваете хоть посмотреть в окно?

Т. Ш.: Иногда. Люблю сравнивать природу разных стран. Заметила, что в северной России деревья более крупные, на земле много валунов. Не зря это государство ассоциируется с медведем. Грозному зверю только в таком лесу и жить.

М. М: Помню, как в 2013 году застала в дороге циклон «Хавьер». Мой вагон был крайний. Иногда я выходила в тамбур, смотрела на петляющую колею и белоснежные поля через окно и думала о своем.

— Кризисные ситуации в пути случались?

Т. Ш.: Не без этого. Однажды у пассажирки начались роды. Поезд проезжал слишком маленькие населенные пункты, в которых не было акушера. Но мы нашли врача среди наших пассажиров. На вокзале родившую жену ждал муж. Увидев, как из вагона вынесли сначала малыша, а затем его маму, рухнул в обморок. В итоге скорая увезла всю семью.

М. М.: А мои коллеги обслуживали поезд, в котором в новогоднюю ночь ехал один-единственный пассажир. Направлялся он из Минска в Москву.

— Наверное, пассажиру в тот момент было очень одиноко…

Т. Ш.: Знаете, я много думаю о дороге, путешествующих. Кто-то садится в вагон с плохим настроением, кто-то — с хорошим. В поезде собираются люди с разными судьбами, но на какое-то время они становятся друг другу родными. Нередко здесь находят свою вторую половинку. Например, пассажиры-мужчины влюбляются в женщин-проводников. Когда я только пришла работать на железную дорогу, свободных мест в поездах не было. Люди очень часто куда-то ездили, общались друг с другом. Потом пришла перестройка. Перестали работать заводы, у людей стали возникать проблемы с деньгами, появились границы, а с ними и разные препоны. Сегодня мы живем лучше, но пассажиров в поездах мало.

— Может, потому что появились маршрутки?

Т. Ш.: Но ведь поезд несравним с автомобилем. В вагоне ты с кем-то поговорил, посмотрел в окно, лег, чаю попил, газету почитал… А что можно делать в автобусе?..

— Минчан выделяете в толпе пассажиров?

М. М.: Конечно. Человек с периферии более простой. Ты пошутишь — он в ответ засмеется, а столичный житель, скорее, промолчит. Минчане более требовательные, серьезные. В этом они похожи на москвичей.

— С курильщиками в вагоне как боретесь?

Т. Ш.: Просим потушить сигарету. В ответ пассажиры жалуются на правила. Говорят, что не могут пересилить привычку, которая формировалась годами. Я их не осуждаю.

— У проводников большие зарплаты?

Т. Ш.: В советское время Белорусскую железную дорогу называли государством в государстве, потому что она отличалась стабильностью. Своих работников она не обижает и сегодня, зарплату платит вовремя. Много ли получаем? Смотря как подойти к этому вопросу. Если учесть, чем нам приходится жертвовать ради работы, то это небольшие деньги.

— В какие приметы верите?

М. М.: В вагон первым стараемся пропускать пассажира-мужчину. Тогда поездка пройдет гладко. Не кладем ключи на стол, иначе нагрянут ревизоры. Они могут зайти в вагон на любой станции, причем не только на территории Беларуси. Проверяют наличие билетов у пассажиров, сроки годности чайной продукции, соблюдение техники безопасности и так далее. Пройти проверку весьма непросто. За малейшие нарушения проводников лишают премии. Однажды попалась и я (смеется).

— Ваш любимый анекдот о проводнике.

Т. Ш.: Парень приводит девушку, которая работает проводником, знакомиться со своей матерью. Потенциальная свекровь накануне уже забраковала несколько кандидатур.

— Мама, ты даже не догадываешься, какая у тебя потрясающая будет невестка! — говорит парень.

— И что в ней потрясающего? — слышит в ответ.

— Ест по ночам, спит стоя!

Доля правды в этом анекдоте есть. От усталости проводники иногда готовы заснуть, стоя на ногах.

— В какие самые дальние точки курсируют поезда из Минска?

Т. Ш.: В Новосибирск. Время в пути туда и обратно — 6 суток. Второй по продолжительности рейс — Минск — Адлер. В пути — 5 суток. Поезд идет вдоль побережья. С одной стороны виднеются скалы, а с другой — море. В шторм брызги волн летят на окна вагонов. Красота!

18.03.2016 ,

Материалы номера