Год культуры

Нам ли жить в печати

23-01-01-34 Издание бумажных книг стремительно сокращается, нынче выгоднее производить упаковку и рекламные листовки

23-01-04-34Общемировая тенденция — все чаще издательства предлагают помимо традиционно выпускаемых книг их цифровые аналоги. Печатная литература постепенно вытесняется, но уйдет ли в небытие?

Генеральный директор предприятия «Издательство «Белорусский Дом печати» Роман Олейник вспоминает время, когда за право купить художественную книгу нужно было сдать 20 килограммов макулатуры. 1970-1990-е годы называет золотым периодом отечественной полиграфии: бумажные издания выходили миллионными тиражами. Молодым людям с электронными гаджетами в кармане трудно, наверное, представить, что тогда приобрести книгу популярного автора можно было либо по талонам, либо из-под полы.

Отвечая на вопрос корреспондента, жива ли сейчас белорусская полиграфия, собеседник задумывается:

— Скорее, выживает. Прошли времена, когда книга была одним из немногих удовольствий, заполнявших свободное время. Читая классиков отечественной и зарубежной литературы, молодой человек мог объять весь мир. Сейчас средств получения информации куда больше, они оперативны и по карману потребителю, — рассуждает Роман Степанович. — И как итог — повсеместное сокращение числа издательств не только отечественных, но и западных. Не выдерживают конкуренции с электронными средствами массовой информации.

Потому и говорить о классической полиграфии — издании книг, газет и журналов — уже не приходится.

23-01-03-34— Технология и весь производственный процесс претерпевают существенные изменения. Оборудование, настроенное на миллионные тиражи, уже нерентабельно. Только за последний год наше предприятие потеряло почти 70 процентов книжного производства, — называет неоптимистичную цифру Роман Олейник.

Среди прочих причин такого резкого спада в выпуске печатного продукта — непростое экономическое положение в Российской Федерации. Белорусский Дом печати напрямую или через дочерние предприятия сотрудничал с соседними издательствами, получая заказы на изготовление книжной продукции тиражами от 10 тысяч до 50 тысяч экземпляров. И несмотря на то что такое количество в масштабах федерации незначительно, сбыть продукцию становится все сложнее.

— У издательств образовались огромные складские запасы печатной книги. Типографии буквально дерутся за заказы, в том числе используют так называемый демпинг: готовы работать себе в убыток, лишь бы загрузить производство, выплатить людям зарплату и продолжить существование, — говорит директор Дома печати.

23-01-02-34Но полностью отказываться от выпуска книги в ее классическом понимании предприятие не намерено.

— Будем оптимизировать технологические процессы. Уже сейчас создаем комплексные бригады, где работники, имея 2-3 смежные специальности, могут трудиться на разном оборудовании, в зависимости от наличия заказов, — говорит Роман Степанович.

По словам собеседника, главная проблема сейчас не отпечатать книгу, а реализовать ее. И без грамотного маркетинга здесь не обойтись.

Частные издательства четко отслеживают, какие направления в книжном деле сейчас наиболее востребованы. Актуальны вспомогательная учебная литература и детские подарочные издания.

— Если выпускаем сказку «Рукавичка», то можем сделать книгу в форме варежки, — улыбается директор.

Чтобы держаться на плаву, отечественный полиграфический гигант вынужден осваивать новые направления деятельности. Например, изготовление упаковки.

— Оно занимает 15 процентов объема всего нашего производства, — говорит директор. — Выпускаем почтовые марки. Принимать заказы можем по всему миру, сейчас сотрудничаем с Азербай­джаном, Кыргызстаном. Боремся за заказы на выпуск рекламных листовок, даже вынуждены снижать цены для наших торговых брендов, чтобы они не обращались в зарубежные типографии.

По словам Романа Олейника, сейчас важно защищать собственный рынок книгоиздания.

— Ввоз готовой печатной продукции в Беларусь — беспошлинный, в то время как материалы, которые мы используем при производстве книг и заказываем за границей, облагаются налогом. Выходит, книга, отпечатанная у нас, будет стоить дороже, чем аналогичное издание, выпущенное, например, в Литве и завезенное в Беларусь.

За прошедший год в стране выпущено больше 10 тысяч наименований книг общим тиражом 21,6 миллиона экземпляров. В сравнении с 2014 годом он уменьшился почти на 31 процент.

Более трети всего объема выпуска книг занимают учебные и учебно-методические издания. Доля литературно-художественных изданий лишь около 10 процентов.