Фрунзенский район

Дело дорожной важности

12-01-01-36 Кто в ГАИ работает снайпером и как дети приобретают навыки безопасного поведения на дороге?

12-01-01-36Как добиться того, чтобы дети не только были внимательными пешеходами, но и воспитывали взрослых участников движения? Об этом беседуем со старшим инспектором по агитации и пропаганде ОГАИ Фрунзенского РУВД Аленой Волчек.

А также их родители

— Во Фрунзенском районе часто проводятся мероприятия для детей, направленные на повышение их дорожной грамотности. В чем особенность таких акций?

— Главная особенность — в масштабах района: около 460 тысяч населения, из них 90 тысяч детей, 26 тысяч из которых ходят в садики, 47 тысяч — в школы. За каж­дым учреждением образования закреплены сотрудники ГАИ, которые ежемесячно посещают школы и сады, оказывают им методическую помощь. Я как инспектор по агитации и пропаганде тоже постоянно поддерживаю контакт с учреждениями образования. Но район огромный, поэтому нельзя распыляться: каждый наш выстрел должен попадать в цель, как у снайпера. То есть проделанная работа должна приносить видимые результаты.

12-01-02-36— Учитываются ли возрастные особенности юных минчан?

— Дошколятам, например, бесполезно читать лекцию или что-то запрещать. Поэтому стараемся прививать малышам навыки поведения на дороге. В детсадах они познают правила через игры, благодаря сказочным героям или персонажам мультиков. В одном случае мы подготовили для ребятишек интерактивную игру «Путешествие Маши к Медведю». В роли Маши — воспитательница, которая вместе с группой детей направлялась к Медведю мимо установленных на территории дорожных знаков, соблюдая все правила. Малыши ехали в сказочном автобусе, а мы показывали и рассказывали, как нужно вести себя в транспорте, делали акцент на том, что нельзя вставать во время движения.

В подобных ситуациях важно подчеркнуть авторитет человека, соблюдающего правила, и показать, что отрицательных героев можно перевоспитать. Мы часто обращаемся к такому персонажу, как старуха Шапокляк: она похищает знаки, светофор… Но в итоге всегда перевоспитывается. Дети должны понимать, что свои ошибки можно исправить, пока не случилась беда.

Конечно, для малышей важны поощрения: дарим им тематические сувениры, фликеры. А ребята объясняют, для чего они нужны.

— Участвуют ли в подобных затеях родители?

— В дошкольных учреждениях всегда привлекаем их и как участников, и как зрителей. А еще мы придумали ноу-хау: если родители не могут присутствовать, пишем для них письма и зачитываем детям. В этих посланиях указываем основные правила для пешеходов, ставим печать ГАИ, детского сада. Для малышни печать — очень значимая вещь! Многие дети читать не умеют, поэтому дома просят родителей зачитать вслух. Это тоже профилактическая работа.

Однако со взрослыми есть одна проблема — двойные стандарты. Родители вроде бы понимают правила, соглашаются, а потом в автомобиле сажают ребенка на переднее сиденье и даже не пристегивают. Или ведут малыша на красный свет через дорогу: мол, ничего страшного, никто не видит. И наша работа сводится к нулю, потому что ребенок, оказавшись в схожей ситуации, выберет для себя то, что ему удобнее и быстрее, тем более если родители так делают.

Читайте также:  Думать и не сдаваться

Для тех, кто постарше

— В школах иные схемы работы, — продолжает Алена Волчек. — Ученикам младших классов интересны интерактивные игры, викторины. Старшеклассники активно участвуют в подготовке и проведении мероприятий. Недавно организовали замечательный конкурс «Большая разница», где подросткам дали задание переделать музыкальный хит на тему безопасного поведения на дороге. Одни ребята, изменив песню «Мама Люба, давай!», сняли клип о том, как мама Люба и ее дети нарушают правила. Другие представили таким же образом Леди Гагу…

Не менее интересны для детей и экспозиции, которые открываются в учебных заведениях. Около года назад на базе 217-й школы нашего района открылся первый в респуб­лике Музей безопасности дорожного движения. Прижились у нас и «коридоры безопасности». Сначала они появились в 59-й школе, потом в детских садах.

— Что они собой представляют?

— На стены, жалюзи, колонны наносят выдержки из правил, знаки дорожного движения. Мимо них все время ходят дети и учителя — волей-неволей запомнишь. В садиках разметили перекрестки, повесили знаки. На центральной лестнице закрепили знак «Главная дорога», возле подсобки, откуда выкатывают тележки с грязным бельем, — знак «Движение запрещено», узнаваемые знаки — возле спален, у кабинета медсестры и так далее.

В апреле в рамках празднования 65-летия района планируется открытие Городка безопасности, в котором постараемся воссоздать условия, приближенные к реальным условиям жилого района Сухарево. Благодаря этому ново­введению дети будут отрабатывать навыки безопасного передвижения по городу. Например, ребенку укажут маршрут, а он в сопровождении педагога должен пройти от улицы Лобанка к школе. Ему будут встречаться электромобили, остановки, фото объектов, расположенных по пути…

Алена Волчек: «Я не раз предупреждала ребят: увижу, что переходите дорогу в неустановленном месте, заставлю 150 раз записать в тетрадку пункт 17.2 ПДД, чтобы больше и в мыслях не было переходить там, где не положено. Дети знают, что иногда я наблюдаю за ними возле школ. Вижу — идут без фликеров. Спрашиваю, почему. Не модно, говорят. После одного такого диалога мы провели «Модный приговор». Я себе вырезала фликер-солнышко, девчонки — другие украшения из световозвращающих элементов: ленточки, звездочки на перчатки, обручи, шапки. Оказалось, что очень даже модно».

Подробнее — на портале www.minsknews.by.