Гордость столицы - династии

Школа их жизни

01-07-01-40Инна Григорьевна и Нина Владимировна Реутские рассказали о том, почему учителя выглядят моложе и что больше всего ценят дети в педагогах

01-07-01-40Любопытно, что собеседницы первоначально не собирались связывать свою жизнь с преподавательской деятельностью. Тем не менее судьба привела их к школьному порогу.

После окончания Казанского государственного университета в 1956 году Инна Реутская работала в составе геологической экспедиции. Потом вышла замуж за военного, помоталась вместе с супругом по Советскому Союзу, жили в том числе и в Забайкалье. Именно там ей и пришлось переквалифицироваться в педагога. Выйдя на пенсию, работала еще 20 лет учителем биологии в минской СШ № 167.

О выборе профессии

О том, что судьба сделала такой поворот, Инна Григорьевна сегодня нисколько не жалеет.

— Учителя отличаются от других людей даже внешне: они, как правило, выглядят моложе, — делится мыслями она. — А все потому, что много времени проводят с детьми. И те не дают расслабляться. Со своими учениками часто ездила на экскурсии, ходила в театр. Даже в соревнованиях по волейболу участвовала, несмот­ря на то что сердце пошаливало. И что самое главное — ребята помогают вспомнить о тех качествах, которые мы с возрастом теряем, становясь более черствыми и праг­матичными: о непосредственности, доброте, милосердии.

— Нина Владимировна, говорят, что учительские дети растут в особой атмосфере…

— Это действительно так. Я много времени проводила за последней партой, впитывала, слушала, проникалась школьной романтикой.

— Наверное, одноклассники завидовали: мол, хорошо тебе, можно не переживать за отметки.

— Наоборот. Нас с братом мама гоняла больше всех. Я всегда говорю учителям: не берите своих детей в собственные классы. Для ребенка это большое испытание. Знаю на собственном опыте. Постоянно чувствовала себя в двояком положении. С одной стороны, приходилось быть на высоте, потому что к тебе предъявляются повышенные требования. С другой — не хотелось оказаться в ситуации «свой среди чужих». Одноклассники сбегают с уроков — я за компанию с ними. А они прогоняют: «Тебе нельзя, твоя мама учительница». Не представляете, как мне было обидно.

— Вы окончили политехнический институт по специальности «прикладная математика», работали по распределению на НПО «Гранат» инженером-математиком. И вдруг стали преподавать. Как это произошло?

— Если честно, в школу собиралась устроиться всего на год, переждать кризис. Так и сказала своему руководителю на предприятии, когда решила уволиться. Но он, наверное, знал меня лучше. Сразу же сказал: ты не вернешься. С тех пор прошло уже более 20 лет… С 2004 года — заместитель директора по учебной работе в средней школе № 167. Возможно, я всегда мечтала работать с детьми, но только до конца это не осознавала. Недаром каж­дое лето ездила в лагерь вожатой.

О чувстве юмора

Свой первый день в школе в роли учителя Нина Владимировна до сих пор вспоминает с улыбкой. Не скрывает, в 24 года переступать порог учебного заведения было боязно, не давала покоя мысль: «А вдруг дети не примут?» Но директор отмела все сомнения и сразу отправила молодого педагога в бой. Реутской поручили вести информатику в восьмой параллели. Не обошлось без традиционной проверки. Мальчишки одного из классов принялись подшучивать над молодым специалистом: одни попытались со шваброй маршировать, другие — под партой посидеть, третьи — на стульях полежать.

— Решила не поддаваться на провокацию. Понимала, читать нотации нет смысла, — рассказывает педагог. — Просто поставила условие: хотите шалить, пожалуйста, но только будете это делать целый урок. Они радостно закивали, но к перемене совсем выдохлись. Сами подумайте, легко ли просидеть под партой 45 минут. Махнули рукой и сказали: «Вас проверять не интересно. А ­вообще-то здорово, когда у учителя есть чувство юмора». Кстати, потом этот класс стал одним из самых любимых.

— Как бы ты на ребенка ни злился, оскорблять его нельзя. Война с детьми ни к чему хорошему не приведет, — продолжает Инна Григорьевна. — Даже с самыми отпетыми хулиганами у меня были нормальные отношения.

— Недаром к маме отправляли всех шалопаев на перевоспитание, — улыбается Нина Владимировна. — Дети ценят искренность, они всегда очень остро реагируют на фальшь. Если ты ребенка наказываешь справедливо, он это рано или поздно понимает и принимает.

О детях

— Вы согласны с тем, что современные школьники более прагматичные и эгоистичные?

— Я бы так не сказала. Да, сейчас ребята намного свободнее чувствуют себя со взрослыми, — отмечает Нина Владимировна. — Но дети всегда остаются детьми. Любому ребенку хочется, чтобы с ним общались на равных, учитывали его мнение, верили в него. К сожалению, современным детям не хватает общения с родителями. Иногда им нужно просто выговориться, а выслушать некому. Вот они и приходят к учителю. Некоторые школьники обращаются за советом, какую книгу почитать или фильм посмотреть. Не поверите, мальчишки тоже любят пошушукаться. Особенно когда в семье проблемы. Мы закрываемся в кабинете и разговариваем по душам.

Нина Реутская говорит, что дети были частыми гостями в их доме постоянно, сколько она себя помнит. Не забывают навещать педагогов молодые люди и после того, как покидают школу. Инна ­Григорьевна встречается со своими выпускниками до сих пор, в 2013 году бывшие ученики приглашали учительницу в Москву на 30-летие выпуска.