Социум

Не всем доступно

08-01-01-50  Артем Ермак: передвигаясь в инвалидной коляске по городу, приходится преодолевать многоуровневые бордюры и лестничные марши

08-01-01-50Утром наш собеседник отправляется в ближайший супермаркет, который находится на Игуменском тракте. Добраться до магазина оказывается проблематично. Пешеходный переход напротив сооружения имеет многоступенчатый бордюр. Преодолеть это препятствие Артему не удается, поэтому он едет несколько метров по проезжей части до следующего перехода. Тот оснащен пандусом.

Выгрузив покупки дома, парень направляется на прогулку по городу. Путь пролегает по улице Маяковского. На участке от здания администрации Ленинского района до бывшего Червенского рынка нет наземных пешеходных переходов, а подземные оборудованы пандусами, по которым проехать может только детская коляска. У инвалидного кресла расстояние между  передними колесами ýже, поэтому они соскакивают.

— Можно, конечно, прыгать в коляске по ступенькам, но из-за этого она быстро сломается. Ремонт недешев. Например, замена передних колес обойдется в 50 долларов, — поясняет Артем Ермак.

08-01-02-50Оказываемся на станции метро «Октябрьская». Лифта для колясочников здесь нет, лестничные марши не оснащены пандусами.

— Станция строилась давно, когда не учитывались требования безбарьерной среды. Сегодня человека в инвалидной коляске спускают и поднимают по лестнице с помощью гусеничных подъемников, — замечает Артем. — Но оборудование медленно двигается. Чтобы выбраться со станции «Октябрьской» на улицу, ушло бы 20 минут. Кроме того, в подъемнике инвалидное кресло закрепляют под высоким углом. Получается, что человека везут с задранными ногами. Мне стыдно передвигаться таким образом.

Охранник метрополитена предлагает Артему… вынести его на улицу на руках.

Попасть в «Макдональдс» возле станции метро «Октябрьская» парню не удалось: наружная лестница не оснащена пандусом. В ГУМе охранник порекомендовал воспользоваться лифтом для колясочников. В кабине находился специалист, помогающий особенным пассажирам. Это стало для нас приятным сюрпризом.

Спуститься к набережной Свислочи возле Острова слез Артему не удалось. Лестничные марши в этом месте без пандусов.

— Слышал, что скоро собираются реконструировать спуски. Было бы здорово, если бы учли интересы таких людей, как я, — говорит минчанин.

08-01-03-50Еще недавно город казался Артему Ермаку удобным для передвижения.

— Травму получил на работе, — вспоминает он. — Трудился строителем. На стройплощадке на меня обрушилась часть по­толка.

В коляске прогулка по городу кажется преодолением полосы препятствий. Хуже всего с безбарьерной средой обстоят дела на окраинах. Там во дворе жилых домов можно уткнуться в 10-сантиметровые бордюры. Проблематично попасть внутрь церквей. Зато для колясочников адаптированы здания Главпочтамта, Мингорисполкома, универмагов, торгово-развлекательных центров, учреждений здравоохранения, спортивных комплексов.

В городе есть здания, доступность для инвалидов в которых соответствует нормам. Однако колясочник не может попасть внутрь этих сооружений: на улице на пути натыкаешься на высокие бордюры. Выпадение хотя бы одного элемента из цепи перечеркивает все остальные.

Координатор проектов офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский признает: в Минске многое делается для улучшения безбарьерной среды. Однако этого мало — нет сис­темности.

— В городе есть здания, доступность для инвалидов в которых соответствует нормам. Однако колясочник не может попасть внутрь этих сооружений: на улице на пути натыкаешься на высокие бордюры, — констатирует

Сергей. — Выпадение хотя бы одного элемента из цепи перечеркивает все остальные.

Собеседник приводит пример здания РУВД администрации Советского района, в котором отсутствуют пандусы. Как колясочникам подавать заявление? Такая ситуа­ция свидетельствует о дискриминации, считает представитель организации. Если взять НВЦ «БелЭкспо» на улице Янки Купалы, то вход здесь оснащен пандусом, зато внутри нет лифта. Второй этаж недоступен для особенных посетителей.

— Законом в Беларуси запрещается строительство и реконструкция зданий без обеспечения доступности, — продолжает Сергей Дроз­довский. — Наши волонтеры обратились к администрации Национального художественного музея, где нет пандусов. Учитывая, что здесь проходит реконструкция, предложили исправить недочет. Но в ответ услышали грубость.

Несколько лет назад колясочник подал в суд на Национальный аэропорт Минск. В здании не было техники, которая смогла бы его транспортировать. Кроме того, столкнулся с хамством обслуживающего персонала. Процесс колясочник выиграл. После происшествия здание оперативно адаптировали для особенных клиентов. Возникает вопрос: неужели на нарушителей можно воздействовать только через суд?

— Больная тема — новое жилье, которое возводят без соблюдения норм доступности, — рассказывает Сергей. — Не можем найти контакт с представителями комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома, который должен выступать арбитром. Наши приглашения на круглые столы чиновники игнорируют… Страдают от непорядочности строителей и проектировщиков простые люди. Защитить себя никак не могут. Ведь если колясочник упадет с высокого бордюра и получит травму, ему будет крайне сложно доказать, что виновником ситуации является тот, кто установил подъем.

Координатор проекта добавляет: часто приходится слышать, что в Беларуси безбарьерная среда существует не так давно, как в европейских странах. Поэтому мы не успеваем за своими соседями. Но это миф, уверен собеседник. За рубежом соблюдать нормы доступности начали одновременно с нами. Минчанин Артем Ермак вспоминает свою поездку в Дюссельдорф. В немецком городе пандусами сейчас оснащены даже маленькие магазинчики и аптеки, а тротуары в местах пешеходных переходов плавно переходят в проезжую часть. Когда же и у нас так сделают везде?

Как отметила заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Ирина Дудка, разработан план мероприятий на 2016 год по выполнению задач подпрограммы 4 «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически  ослабленных лиц»  Государственной программы о социальной защите и содействии занятости на 2016-2020 годы.

В соответствии с ним намечено адаптировать для людей с инвалидностью 157 объектов. Среди них — 5 учреждений здравоохранения и 2 организации культуры. Не обойдут стороной жилой фонд: 53 пандуса и 56 подъемников установят в квартирах, входных группах жилых домов, дворовых территориях.

Будет приобретено 10 единиц низкопольных троллейбусов. В метрополитене оборудуют подвижной состав визуальными информационными системами,  оснастят станции речевыми информаторами.

Внимание уделят пешеходным переходам — наземным, подземным, надземным, а также паркам и скверам. На реализацию запланированного собираются потратить 87,9 миллиарда рублей.

Больше фото — на портале minsknews.by.