Партизанский район

Модель счастливой жизни

13-02-01-51Из 70 лет МТЗ 45 — мои, гордится Юрий Вахромин. Пришел 16-летним учеником, а ушел на пенсию полным кавалером ордена Трудовой Славы

13-02-01-51Теперь привычный к труду Юрий Николаевич не только играючи справляется со своими четырьмя дачными сотками, но и помогает соседям. Оно и понятно — весна, грядки, парники… А душой на заводе.

— Друзья информируют, как там дела обстоят, опасаются, что в кризис большого торжества может не быть. Конечно, мы все понимаем. И помним не только дату основания завода, но и все, что связано с ним. Я в Минск из российской глубинки приехал и стал своим. Как скажешь, бывало, что на МТЗ работаешь, каждый встречный, даже африканец или австралиец, немедленно восклицает:

«А-а-а! Беларус!», относя это слово сразу и ко мне, и к трактору.

В юности Юрий Вахромин хотел стать токарем, но такого места в училище при заводе не оказалось. Ему предложили временно пойти «на модельщика» с обещанием перевести на первое же освободившееся токарное место. Но когда оно нашлось, парень отказался, потому что и профессия оказалась интересной, и учителя.

— Куратором группы у нас был бывший военный летчик Анатолий Васильевич Ромашко, — вспоминает Юрий Николаевич. — Он и принялся из оравы непослушных пацанов воспитывать мужчин. Наша группа М-17 была лучшей по дисциплине, мастерству, спортивным достижениям.

Еще одним незабываемым наставником стал опытный слесарь-инструментальщик, он же модельщик, Иван Петрович Пашкевич, который заставил Вахромина изготовить очень сложную модель муфты сцепления самостоятельно. Чтобы запомнил и не боялся.

По части творчества профессия модельщика вполне сопоставима с работой модельера. Модельщики тоже делают нечто вроде портняжных лекал, только для изготовления литейных форм выполняют объемные фигуры из алюминия, бронзы, дерева. Модельщик должен иметь пространственное воображение, видеть деталь в зеркальном изображении и безукоризненно соблюдать размеры.

— В изготовлении деревянных форм не было равных специа­листам, приглашенным на МТЗ из алтайского города Рубцовска, — признает Юрий Николаевич. — Никто не мог сделать формы для лемеха лучше, чем алтаец Виктор Григорьевич Стражников. Лемех ведь на вид простой, но от правильности его очень сложного изгиба зависит качество пахоты. Хотя и в Беларуси есть прекрасные специалисты. Однажды я как постоянный победитель городских конкурсов мастерства отправился на республиканские соревнования в Гомель, а там мастера оказались такими крутыми, что пришлось довольствоваться седьмым местом.

Именно этот недостаток знаний, трудность с прочтением многомет­ровых чертежей, невозможность на равных общаться с конструкторами подвигла Вахромина окончить машиностроительный техникум.

Возвращаясь к последней четверти прошлого века — к эпохе расцвета и славы МТЗ, надо сказать, что рабочую элиту, модельщиков, никто по срокам выполнения работ в шею не гнал — главным было качество изделий. Но Вахромин работал достаточно быстро, чтобы досрочно выполнять пятилетние задания. Более того, их бригада зачислила в свои ряды Героя Советского Союза танкиста Николая Ивановича Колычева, одним из первых ворвавшегося в Минск в июле 1944-го, и ребята выполняли план и за своего почетного коллегу. Делали это без ропота и неудовольствия, потому что крепко подружились с прославленным танкистом.

Успехи передовика в выполнении пятилеток были отмечены орденами Трудовой Славы — третьей степени, потом второй. Самую высокую степень Славы Вахромин получил в 1986 году.

ОАО «Минский тракторный завод» входит в восьмерку крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире.