Семья с историей

Пейзажи души

26-01-01-53 Павел Маслеников, Владимир Маслеников, Вера Прокопцова, Павел Маслеников-младший, их близкие и родные люди… Это большое и творческое семейное сообщество — одно из самых ярких в Минске

26-01-01-53Павел. Первый

Два года назад мы отмечали 100-летие Павла Васильевича Масленикова, большого мастера национального белорусского эпического пейзажа. Звание народного художника Беларуси ему было присвоено за год до смерти, в 1994-м.

Он родился в деревушке Низкая Улица вблизи местечка Княжицы под Могилевом. Ничего не предвещало того, что из обычной крестьянской семьи выйдет художник, профессионал высокого класса. И все-таки — боженька поцеловал. Павлуша любил музыку, пел, мог подобрать на слух мелодию на музыкальном инструменте, сам освоил балалайку. Очень любил читать, а читая — воображал и изображал героев чужих рассказов на бумаге. Павел Маслеников, несомненно, был самородком. Когда подрос, перебрался в Могилев, жил там один, учился.

— В Могилеве его заметил преподаватель музыки и пения педагогического техникума Николай Чуркин — выдающийся белорусский композитор, — рассказала дочь Павла Масленикова Вера Прокопцова. — Отец пел у него в хоре. У отца был крепкий голос, красивый тембр — между баритоном и басом.

Музыку он не оставил и в знаменитом Витебском художественном училище, которое окончил в 1938-м.

Его учителями были Иван Ахремчик, Владимир Хрусталев, Федор Фогт… Из этого училища вышли наши корифеи — художники Виталий Цвирко, Евгений Зайцев, Натан Воронов, Раиса Куд­ревич… И Павел Маслеников, которого после училища взяли на работу в Государственный театр оперы и балета Белорусской ССР — живопись и музыка всегда шли у него рука об руку.

26-01-02-53В годы Великой Отечественной воевал, был награжден орденами и медалями. Вернулся в Минск, в свой театр. Художник-постановщик, он много занимался национальным костюмом. Разработал принципы национального оформ­ления сцены. Оформлял спектак­ли не только в театре оперы и балета, но и в Купаловском.

— Отец основал в нашей стране кафедру художественного оформ­ления тканей и моделирования одежды при театрально-художественном институте, заведовал ею более 15 лет, — пояснила Вера Павловна.

В чем еще он был первым? После того как Могилевский областной художественный музей провел персональную выставку, посвященную 80-летию Павла Масленикова, живописец подарил городу 125 своих лучших картин. Руководство Могилева приняло решение об открытии Картинной галереи Павла Масленикова. Это была первая авторская галерея на территории Беларуси. (Позже появятся авторские галереи Леонида Щемелёва и Михаила Савицкого в Минске, Гавриила Ващенко в Гомеле.) В начале 1996 года художественному музею в Могилеве присвоили имя Павла Масленикова. Одна из улиц названа его именем. Недалеко от здания музея установили его памятник-бюст работы скульп­тора Владимира Летуна. Павел Васильевич — в своем неизменном берете… Будете в Могилеве — зайдите в музей, он находится в центре города, в здании, которое само по себе произведение архитектурного искусства и которое, кстати, — ровесник художника. Посмотрите на величественные, полные внутренней силы пейзажи Павла Масленикова. Пейзаж — самый понятный, народный жанр. Пейзажи Масленикова отражают красоту белорусской природы как самобытное и цельное явление.

Сны Веры Павловны

— Любовь к музыке и изобразительному искусству отец, естественно, хотел передать своим детям, — продолжила Вера Павловна. — Дочери он предначертал музыкальное поприще, сам учил меня нотной грамоте. Едва мне исполнилось пять лет, как было куплено пианино.

26-01-03-53Вера Масленикова родилась в Оперном театре. Точнее, на свет она появилась в роддоме на улице Володарского, но оттуда девочку сразу принесли в Оперный. На пятом этаже, где сейчас проходят репетиции оркестра, была декорационная мастерская. В огромном помещении на полу расстилали холщовые полотна и писали декорации. Для семьи Маслениковых был отгорожен уголок, где стояла железная кровать и лежал раскрытый фронтовой чемодан. В этом чемодане Вера спала. А какие ей тогда снились сны — под звуки музыки и запах краски — об этом она уже не помнит.

Минск залечивал военные раны, строил жилье, и Маслениковым наконец-то дали комнату в коммуналке на улице Алоизы Пашкевич, потом квартиру на Чичерина…

Вера окончила Белорусскую государственную консерваторию. Сегодня Вера Прокопцова — один из самых уважаемых в стране специалистов по истории и теории художественного образования. В Белорусском государственном университете культуры и искусств (БГУКИ) работает 36 лет. Доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой белорусской и мировой художественной культуры. Ведет большую работу по подготовке иностранных, в частности китайских, магистрантов и аспирантов.

Знаете ли вы, что такое компаративное искусствоведение? Так вот, Вера Павловна — специалист по компаративному, сравнительному анализу, если говорить упрощенно, разных видов искусств. Она может рассказать, какой диалог ведут цвет и звук, живопись и музыка…

Награждена орденом Креста преподобной Евфросинии Полоцкой.

26-01-04-53В 2012 году вышла ее книга «Павел Маслеников. Портрет художника в зеркале времени». Дочь писала книгу об отце пять лет. Издание осуществилось благодаря финансированию из Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства.

На презентацию книги на родину отца Вера Павловна приехала вмес­те с мужем — генеральным директором Национального художественного музея Беларуси Владимиром Прокопцовым. У них с Владимиром Ивановичем двое сыновей: Антон получил музыкальное образование, Павел — художественное.

В «диванную партию» не вступил

«Маслениковы — национальный бренд», — сказал на открытии десятой персональной выставки произведений Владимира Масленикова «Пространство и время» глава Белорусского союза художников Рыгор Ситница.

Владимир Маслеников — сын Павла Масленикова.

Можно диву даваться, как Владимир Павлович совмещает творчество и службу. Тонкий живописец, пейзажист и портретист, а также руководитель кафедры живописи в Белорусской государственной академии искусств. Причем его творчество приобрело особую силу после того, как он пять лет назад возглавил кафед­ру, — на этот счет есть высказывание ректора БГАИ Михаила Борозны.

— Жизнь идет без отпусков и выходных, — без грусти говорит Владимир Павлович. — Отпуск для меня — это всегда этюдник под рукой. В выходной день я не лежу на диване, а иду в мастерскую. Разве только вечером могу посмотреть телевизор…

С успехом прошла его выставка «Пространство и время» в Художественной галерее Михаила Савицкого. Автор представил немало свежих картин: «Весенняя вода», «Холодное лето», «Дождь прошел»… Мягкие линии, напевность… Волнующие, дышащие пейзажи, написанные по мотивам белорусской Швейцарии — так называют холмистую местность на север от Минска, где у Владимира дача.

26-01-05-53Трепетность пейзажа — незакос­тенелость души: 60-летний живописец сумел сохранить в себе свежесть мировосприятия 20-летнего юноши. Он объясняет это непрерывным общением с молодыми. До прихода на работу в БГАИ Маслеников два десятка лет работал в БГУКИ. Каждый ученик — товар штучный. Штамповки в искусстве не бывает. Каким бы ни был строгим отбор абитуриентов, настоящими художниками становятся немногие. Так было в 1970-х, когда Владимир сам учился на кафедре станковой живописи. Так происходит и сейчас.

Характер в наследство

При ближайшем рассмотрении оказывается, что в этой семье творческая жилка есть в каждом.

— Моя жена Татьяна по профессии инженер, по призванию — хранительница семейного очага, в этом и проявляется ее творчество, — пояснил Владимир Маслеников. — Я не состоялся бы ни в каком качестве, если бы Татьяна не дала мне возможности сосредоточиться на искусстве. Старшего сына мы назвали в честь деда. Павел Маслеников-младший внешне на него похож, у него и характер деда… Павел тоже окончил отделение станковой живописи, несколько лет преподавал в Рес­публиканском колледже искусств имени Ахремчика, сейчас, как и я, работает в БГАИ. Невестка Татьяна — художник, книжный иллюстратор, веб-дизайнер. Младший сын Алексей — художник-дизайнер, преподает 3D-моделирование в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи. Кем станут внуки Екатерина и Ярослав, не знаю. Надеюсь, достойно продолжат род Маслениковых…

P.S.

У журналистов, рассказывающих об этой семье, сложилось словесное клише — «масло Мас­лениковых». Редко удается так удачно обыграть фамилию. Масло для живописца — основа основ его красок. Другое значение слова «масло» — концентрированный, хороший продукт. Эти творческие люди концентрируют много добрых качеств. Одно из них — умение снимать с наших глаз пелену обыденности, чтобы мы увидели ошеломляюще красивую страну — Беларусь…

Художник, искусствовед и педагог Павел Маслеников с 1960-го по 1964-й руководил БГТХИ — ныне это Белорусская государственная академия искусств. Позже этот вуз окончили его сын и внуки. Сегодня там преподают двое Маслениковых.