Потребительский клуб

Кто бы говорил

12-02-01-54Платная телефонная линия: кто виноват и должен ли человек платить за такой звонок?

12-02-01-54Минчанка Ирина позвонила на телефонную линию знакомств, которую рекламировали по телевидению, а спустя неделю ей пришел счет на сумму 1 миллион 500 тысяч рублей. Сумма услуги справочно-информационной службы была выделена отдельной строкой в общем телефонном счете.

Первым делом Ирина обратилась в компанию «Белтелеком», где ей сказали: стоимость звонка устанавливает владелец линии, а их предприятие только обеспечивает технический доступ потребителей к абонентам. И предложили оплатить только их услуги — телефон в таком случае не отключат.

— Что же мне теперь делать? — задалась вопросом горожанка. — Я даже не помню, чтобы меня предупреждали о том, что услуга платная.

За комментарием мы обратились в Минскую городскую организацию Белорусского общества защиты потребителей.

— К сожалению, в некоторых случаях виноват сам потребитель — либо не дочитал объявление, либо невнимательно прослушал сообщение автоответчика перед соединением с оператором, — рассказал председатель организации Василий Паринов. — Но бывает, что владельцы этих линий не сообщают или даже утаивают полную информацию о стоимости звонка.

На самом деле предприниматель обязан предупредить клиента о том, что услуга платная. Голосовое сообщение должно включать в себя информацию о наименовании службы, краткое описание предоставляемой услуги, указание стоимости звонка и сообщение: «Оставаясь на линии, вы даете согласие на оплату услуги». Если потребитель прослушал предупреж­дение и сразу положил трубку, плата не начисляется. В противном случае он дает согласие на предоставление услуги и за ее оказание будет начислена определенная сумма денег.

Что же в случае с Ириной? Заставить ее погасить задолженность имеет право только суд. А если она уже оплатила счет, но при этом считает, что ее обманули?

По словам Василия Паринова, в таком случае девушка имеет право настаивать на возврате денег. Для этого нужно написать письменную претензию на имя владельца платной телефонной линии. Обязательно упомянуть о том, что ей была предоставлена услуга ненадлежащего качества, и требовать возврата денег (или аннулирования задолженности за услугу). В противном случае можно смело обращаться с иском в суд.

В Законе Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (статья 16) четко прописано: если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте оказания услуги необходимую и достоверную информацию, он вправе в разумный срок потребовать от исполнителя расторжения договора и возврата уплаченной за услугу денежной суммы.