Календарь

«»
Май 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Популярное в номере

За дедом следом

 В династии Полянсковых-Марфициных-Касатиковых четыре поколения учителей, а их общий педагогический стаж составляет более 200 лет

10-01-01-55

Родители Светланы Касатиковой Фаина Ивановна и Сергей Федорович Марфицины свою жизнь связали с педагогикой

С представителями этой династии мы встретились на рабочем месте. Светлана Касатикова работает воспитателем в детском саду № 522. К маме в гости заглянула и дочь Александра — преподаватель английского языка.

— Я родилась в учительской семье. Родоначальник нашей династии — мой дед Иван Андреевич Полянсков. Родом он из Ульяновской области, — рассказывает Светлана Сергеевна. — До войны работал учителем математики в местной школе. А когда вернулся с фронта, его, как человека грамотного, назначили казначеем в колхозе. В то время это был второй человек в деревне после председателя.

Из пяти детей Ивана Андреевича двое стали педагогами. Старший сын Валентин окончил Ульяновский государственный педагогический институт и долгое время трудился в той же школе, что и отец, учителем математики и физики.

— По стопам отца и брата пошла и моя мама, правда, выбрала гуманитарное направление, — продолжает Светлана Касатикова. — Папа тоже был связан с педагогикой.

10-01-02-55

Родоначальник педагогической династии Иван Андреевич Полянсков, 1927 год

Отец нашей героини Сергей Федорович Марфицин 45 лет преподавал черчение в электромеханическом техникуме в Ульяновске, хотя по специальности инженер. А мать Фаина Ивановна 37 лет трудилась учителем русского языка и литературы в школе. Оба награждены медалью «Ветеран труда» и почетными грамотами.

— При таких корнях я не могла выбрать другую профессию, — уверена Светлана Касатикова. — Окончила пединститут по специальности «учитель математики». Систему образования знала хорошо, помогала маме проверять сочинения и диктанты по образцу, но сама выбрала физмат, чему все были очень удивлены. Просто точные науки давались мне легче, чем гуманитарные.

В Минск Светлана по­ехала вслед за мужем-военным.

— Замуж я ­вышла за сына учительницы, — улыбается Светлана Сергеевна. — Моя свекровь Лидия Михайловна Касатикова почти полвека проработала в школе учителем химии и биологии, награждена нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», медалью «Ветеран труда».

Нашей героине пришлось поменять не только один город на другой, но и школу на детсад. Устроилась воспитателем в детсад № 296, который тогда посещал сын.

— Думала, временно, а оказалось постоянно. Сын и дочь выросли, а я осталась в садике, — смеется Светлана Сергеевна. — В 296-м проработала около десяти лет, была председателем профсоюзной организации, а потом перешла в 522-й. И здесь возглавила профсоюз. В 2012 году мы заняли 1-е место в городском конкурсе «Моя первичка».

10-01-04-55

Светлана и Александра Касатиковы продолжили дело своих родных

Позже ее приглашали на работу в школу, но Касатикова отказалась: у нее была высшая категория, стабильный заработок, начинать все с нуля не хотелось. Да и душой прикипела к дошкольному учреждению.

— Здесь царит особая атмосфера, — отмечает воспитатель. — Педагоги-«дошкольники» — самая веселая, сплоченная, трудолюбивая и эмоциональная прослойка учительской братии. Все КВН и другие мероприятия по профсоюзной линии на нас держатся. Мы тесно связаны с малышами, которые еще не закомплексованы, открыты миру. И нам приходится быть такими же.

У Светланы и ее мужа Михаила двое детей.

Старший Сергей окончил медицинский вуз, врач-гигиенист в областной санслужбе. А дочь Александра продолжила педагогическую династию.

— Окончила 184-ю школу с углубленным изучением английского языка (сейчас это 38-я гимназия). У нас были сильные педагоги. Так что на первом курсе МГЛУ было легко учиться, на той же грамматике иногда приходилось скучать, — рассказывает Александра.

После окончания лингвис­тического университета девушка работала учителем анг­лийского языка в средней школе № 197. Вела уроки с 3-х по 11-е классы. Сейчас преподает английский в языковом центре.

10-01-03-55

Лидия Михайловна Касатикова почти полвека проработала в школ­е учителем химии и биологии

— О трудностях выбранной профессии знала не понаслышке, но учителям иностранного языка проще — класс делится на подгруппы, не нужно проверять горы тетрадей, формы уроков разнообразные. Да, было несколько сложных учеников, которые давали жару, — признается молодой педагог. — Но ничего, справились! На кого-то действовала лаской, а кого-то усмиряли только «единицы».

В 2014 году Александра участвовала в конкурсе «Столичный учитель — столичному образованию» в номинации «Мы молодые» и была награждена дипломом 2-й степени.

И мама, и дочь в своем деле не разочаровались.

— Общение с детьми дарит радость, — считает Светлана Сергеевна. — Малыши такие открытые, искренние, всегда заметят, когда поменяю прическу или надену новое платье. Приятно, когда тебя, детский сад с теплотой вспоминают выпускники, которые стали взрослыми и многого достигли в жизни. И Александре до сих пор звонят ее бывшие 11-классники, теперь уже студенты, поздравляют с праздниками, да и о помощи просят.

Обе собеседницы соглашаются со мной, что в наше время труд педагогов, врачей недооценивается, и надеются, что ситуация эта временная.

— Да, дети сейчас сложные, родители более требовательные, но педагогу самому необходимо развиваться, совершенствоваться, — считает Светлана Касатикова.

— Слабость ученикам нельзя показывать — сгрызут! — иронизирует Александра. — Мне больше нравилось работать со старшеклассниками. В целом молодежь мотивирована на изучение английского, многие ездят за границу и не хотят чувствовать языкового барьера. Помню, вела факультатив, ученики готовились к ЦТ, уже и звонок на перемену давно прозвенел, а ребята все не расходились и просили: «Александра Михайловна, потерпите, мы вас скоро отпустим». А были и такие, кто прогуливал уроки.

Молодой педагог признается, что у нее не получалось быть строгой с учениками. Тем не менее школяры на уроке на головах не стояли и домашние задания выполняли добросовестно.

— Мои 11-е классы говорили: «К вам стыдно прийти на урок неподготовленными. Вы так искренне расстраиваетесь и не умеете злиться», — вспоминает Александра. — Часто опытные учителя стараются сложных детей отдать молодым педагогам не потому, что хотят спихнуть. Вчерашним студентам проще понять, почему ученик не хочет учиться, как его мотивировать. Подростки с нами откровеннее. Заметила, что нередко оценки ползут вниз, когда у подростка начинаются проблемы в семье или с друзьями.

Перейдя на работу в языковой центр, Александра стала чаще обращаться за советом к маме. На курсах английский учат ведь и четырехлетки!

— Поначалу побаивалась малышей, — смеется Александра. — Не знала, как найти к ним подход. У мамы-то опыт воспитания и обучения дошкольников огромный, она знает, как процесс обучения пре­вратить в увлекательную игру.

Светлана Касатикова в сфере дошкольного образования работает почти 30 лет. В детском саду ведет логопедическую группу.

— Учитель-дефектолог на занятиях ставит ребятам звуки, а мы, воспитатели, помогаем их закрепить. Некоторые дети, когда приходят в сад, более двух десятков звуков не выговаривают, а к выпускному их речь становится четкой и понятной. Можно смело в школу идти!

Подытоживает нашу беседу заведующая детским садом № 522 Людмила Янковская:

— С такими педагогами, как Светлана Сергеевна, интересно работать. Она неравнодушна к своей профессии, детям, есть педагогическая интуиция. Наш сад дважды становился инновационной образовательной площадкой. В 2016-м ему одному из первых в городе присвоен статус ресурсного центра по повышению профессионального мастерства педагогов. Активно работает и наша профсоюзная первичка. Получили немало призов и грамот на профсоюзных конкурсах и соревнованиях.

— Коллектив у нас дружный, — добавляет Светлана Касатикова. — Нередко выбираемся на экскурсии. Изучили все достопримечательности в окрестностях столицы, а теперь и в другие регионы выезжаем. Будет что детворе на занятиях о родной стране рассказать!

 

Светлана и Александра Касатиковы продолжили дело своих родных

 

 

Родители Светланы Касатиковой Фаина Ивановна и Сергей Федорович Марфицины свою жизнь связали с педагогикой

 

 

 

Родоначальник педагогической династии Иван Андреевич Полянсков, 1927 год

 

Лидия Михайловна Касатикова почти полвека проработала в школ­е учителем химии и биологии

 

Светлана ФРОЛЕНКОВА

18.05.2016 , , «МК»