Круглый стол в агентстве «Минск-Новости»

Семь бед – где искать ответ?

08-01-01-58 Попав в трудную жизненную ситуацию, подростки иногда совершают опрометчивый поступок. Для некоторых — последний…

08-01-02-58Помню, как моя сестра прибегала из школы домой, швыряла сумку с учебниками на пол и, не говоря никому ни слова, закрывалась в своей комнате. Мама на цыпочках то и дело подкрадывалась к двери, прислушивалась — там рыдания. Вечером на семейном ужине выясняли причины девичьих слез: поссорилась с подругой, не посмотрел в ее сторону любимый мальчик, учитель занизил отметку…

Это самый трудный возраст. Сужу и по себе. Сейчас в моей жизни, насчитывающей уже три десятка лет, трудностей немало. Но тот возраст, пожалуй, лет с 13, запомнился как самый-самый… Какое прилагательное ни употреби. Романтичный? Да — первая влюб­ленность и желание нравиться противоположному полу. Активный? Безусловно — увлечения, встречи, путешествия. Сложный? Конечно — сердечко еще не окреп­ло, а сколько обид и боли через себя пропускает. В этом возрасте нет деления на большие и маленькие трудности — все очень значимые. Леденящая волна пробегает по телу, когда в очередной раз в средствах массовой информации появляются сообщения о детях, которые, оказавшись наедине с душевными тревогами, делают опрометчивый шаг. В 2015 году, по статистике столичной прокуратуры, мы потеряли 7 подростков. Чья вина? «Родителей! Педагогов! Медиков! — реагирует общественность. — Вовремя не рассмотрели, не разгадали ребус подростковой души, не утешили…» Но, по моему мнению, единственная вина — наше всеобъемлющее равнодушие к тому, кто совсем рядом.

08-01-03-58
Елена Герасименко, заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Мингорис­полкома

На круглом столе в редакции «Минского курьера» собрались специалисты различных структур и ведомств, чтобы сообща ответить на вопрос: «Как научить наших детей справляться с конфликтами и душевными тревогами не в ущерб своему здоровью и жизни?»

Корр.: Что толкает молодых людей на неверный шаг?

Анна Марковцова (А. М.): Как показал анализ подростковых суи­цидов, совершенных в 2014-2015 годах, психотравмирующая ситуа­ция напрямую не связана с поведением родителей и близких людей. Суицидальная активность детей начинается с вхождением в переходный возраст. К 15 годам она возрастает и достигает максимума к 17. Когда ребенок принимает неправильное решение, некорректно искать кого-то одного виноватого. Прокуратура изучает причины произошедшего, исходя из того, что можно было сделать, чтобы была максимальная возможность избежать трагедии. А они не случаются внезапно. Подросток, как правило, продолжительное время находится в психотравмирующей ситуации или в тяжелом эмоциональном состоянии. Но мамы и папы не замечают проблем у своих детей, не обращают внимания на изменения в поведении. И признать факт произошедшего большинство родителей не хотят до последнего, настаивая на том, что имело место противоправное деяние в отношении сына или дочери. А ведь практически все подростки намекали или прямо сообщали о желании совершить непоправимое. Их слова оставались без внимания, воспринимались как шутка или шантаж.

Корр.: Но такие высказывания звучат в большинстве семей, воспитывающих подростков. Так юный бунтарь добивается своих целей, шантажирует. Как отличить серьез­ное намерение от банальной манипуляции? И если родителям не удалось вовремя расслышать тревожные звоночки в поведении ребенка, то имеют ли такую возможность школьные психологи и социальные педагоги?

08-01-04-58
Анна Марковцова, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи

Нина Козырева (Н. К.): Ежегодно факультет психологии БГПУ выпускает 300-350 психологов. Студенты изучают специфические дисциплины «Введение в суицидологию», «Кризисная психология». Четырехлетняя вузовская программа не отличается, скажем, от соседней российской.

В учреждениях образования педагоги-психологи и социальные педагоги должны выявлять ребят, относящихся к группе суицидального риска. Но на 500 детей — лишь один психолог! Важно тесное сотрудничество с классными руководителями, наставниками. Они каждый день видят ребят на занятиях, могут обратить внимание на изменения в учебе, настроении. Необходимо формировать доверительные отношения с воспитанниками, чтобы они не оставались один на один со своими проблемами. Не должно быть равнодушия.

Вадим Кирилюк (В. К.): Тестировать детей в школе можно только с согласия родителей…

Анастасия Косова (А. К.): А они в первую очередь должны знать индикаторы тревожного поведения. Ребята, которые находятся в кризисном состоянии, оставляют коммуникативные, поведенческие ключи. В семье и в школе важно соз­дать атмосферу доверия и принятия. Психолог не должен восприниматься как каратель. Иногда же приходится слышать: «Вот накажу тебя, пойдешь к психологу!» А если нет доверия, куда уходит ребенок?

08-01-05-58
Татьяна Янушкевич, проректор по международному сотрудничеству и информационно-идео­логической работе Минского городского института развития образования

Елена Навицкая (Е. Н.): Существуют признаки поведения подростка, которые могут насторожить родителей. Иногда ребенок прямо или косвенно говорит о желании убить себя, невозможности продолжать жить. Или, например, ведет себя рискованно, причиняя своему здоровью вред. Порой может наблюдаться резкое изменение в поведении: ребенок стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими, раздает дорогие ему вещи, отдаляется от друзей. Длительное время пребывает в подавленном настроении, раздражен. В ближайшем окружении такого подростка могут быть знакомые, друзья, родственники, совершавшие попытки суицида.

Елена Герасименко (Е. Г.): Родители не знают, как воспитывать детей. Каждый вуз, неважно, экономический, аграрный или технический, должен ввести преподавание педагогики. Хотя бы на одном курсе.

Н. К.: Много конфликтов среди подростков происходит за пределами школы, нужно привлекать внимание к проблеме психологической травли в социальных сетях. И уже с садовского возраста прививать ребенку правильные нравственные ценности, вместе искать смысл жизни.

Татьяна Янушкевич (Т. Я.): В дошкольном возрасте и на первой ступени обучения малыш должен испробовать все: рисовать, петь, прыгать, танцевать… Хобби помогает обрести себя. Это помощь в социа­лизации, становлении успешности, самореализации. И, несомненно, релакс: если плохо, займись любимым делом — и негативная эмоция уйдет. В последнее время много говорят про службы примирения в учреждениях образования. Это определенная школа разрешения конфликтов. Медиация помогает регулировать возникающие противоречия на основе поиска общих интересов враждующих сторон, переходить от спора к сотрудничеству.

Корр.: Я не специалист в медиации. Но у меня есть ребенок, и я хочу научить его правильно справляться с конф­ликтными ситуациями. Куда обращаться?

08-01-06-58
Елена Навицкая, главный вне­штатный детский психотерапевт комитета по здравоохране-нию Мингорисполкома

Н. К.: Школьный психолог работает по запросу в том числе. Классные руководители, родители могут обратиться с просьбой о проведении соответствующего тренинга.

Е. Н.: И родители, и дети должны помнить: обращаясь в специальные службы, оказывающие психологическую и психиатрическую помощь, в том числе по телефону, они имеют право на конфиденциальность. По Закону Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи» информация, полученная при обращении пациента, составляет врачебную тайну. Сообщение каких-либо сведений допускается лишь в исключительных случаях, например, судебным и правоохранительным органам.

В. К.: При обращении подростков непосредственно в диспансер помощь психотерапевтами может оказываться, в том числе, на анонимной основе. Исключение — только если констатируется тяжелое заболевание. Родители иногда не хотят замечать у детей серьезных отклонений, отказываются от лечения. В практике встречаюсь со случаями, когда у ребят налицо откровенные проб­лемы. Например, у девушки анорексия — вес 40 килограммов! А мама увозит ее домой…

08-01-08-58
Вадим Кирилюк, главный врач Городского клинического детского психиатрического диспансера, главный внештатный детский психиатр комитета по здравоохранению Мингорисполкома

Т. Я.: Педагогам-психологам, родителям и детям не хватает практических навыков, знаний элементарных методик, которые направлены на разрешение тяжелой эмоциональной ситуации. Например, преж­де чем сгоряча что-то решить, посчитайте до 10. Чувствуешь, что появляется беспокойство, желание нагрубить, ударить — обхвати ладошками локти и сильно прижми руки к груди… В учреждении образования необходимо создавать безопасную, бесконфликтную атмосферу, в которой уютно и комфортно. Рядом с ребенком должен находиться друг — педагог, психолог, классный руководитель, — которому всегда можно рассказать о наболевшем, спросить совета. Проводили эксперимент в некоторых столичных школах: устанавливали специальные антистрессовые доски и предлагали детям: если плохо на душе, чем-то недовольны — напишите, почеркайте, порисуйте… По этим записям можно легко оценить обстановку, которая сложилась на уроке и в школе. МГИРО в рамках повышения квалификации предлагает курсы, обучающие именно практическим навыкам: как снять конфликтную ситуацию, вывести ребенка из ступора, контактировать с родителями, формировать у подрас­тающего поколения позитивное отношение к жизни и так далее. Есть примеры, когда талантливые, уникальные дети решаются на отчаянный поступок. Их социальная успешность программируется родителями. Они предъявляют повышенные требования к сыновьям и дочерям, считают, что дети должны добиться успехов в том, в чем сами папы-мамы когда-то не преуспели.

В. К.: В каждом районе города есть Центры дружественного отношения к подростку, там работают психологи. К ним приходит огромное количество детей. Потом эти подростки собирают своих одноклассников, посещают психологические занятия группами. Есть круглосуточный телефон доверия для детей и подростков. К нам обращаются прежде всего по теме личных отношений, проблем с родителями, конфликтов в школе и со сверстниками. Только потом — по поводу зависимости.

08-01-07-58
Анастасия Косова, заведующий организационно-методическим отделом Городского центра здоровья

Инесса Палазник (И. П.): Был период, когда в школах Советского района ощущалась нехватка педагогов-психологов. Директора учреждений образования самостоя­тельно пытались разобраться в конфликтных ситуациях. Зачастую такие факты скрывают в стенах заведения. Школьная администрация должна понимать, что это никоим образом не отражается на качественных показателях. Нужно направлять детей в наши центры. Для юных посетителей мы тоже проводим консультирование анонимно, их фамилии нигде не прописаны. Если ребенок после общения с психологом дает согласие, приглашаем на консультацию и его родителей. Часто выясняется, что мамы и папы виноваты в сложившейся конфликтной ситуации. Например, сейчас в нашем центре проходит профориентационное консультирование. Ощущается сильное родительское давление на подростков. А ведь взрослые в первую очередь должны думать о том, как профессия в будущем скажется на здоровье их детей. Кроме того, мамы и папы уделяют мало внимания половому воспитанию юношей и девушек. Был случай, когда после занятий в нашем центре девочка решила обратиться к гинекологу. Выяснилось, что она беременна. Раньше ей никто не рассказывал о признаках беременности, не интересовался ее репродуктивным здоровьем.

Е. Н.: А вы проводите тренинги с родителями, педагогами?

И. П.: В Московском районе есть центр «Доверие», где функционирует родительский клуб.

В. К.: Почему в почтовых ящиках видим лишь коммерческую рекламу? Необходимо использовать эту возможность для просвещения родителей. Распространять брошюры с рекомендациями, адресами и телефонами служб доверия.

Корр.: У ребенка на время смены в детском оздоровительном лагере отнимают мобильный телефон. Вожатые рассказывают, что у парня начинается депрессия. Он днями ходит с опущенной головой, боится людям смотреть в глаза, разговаривать. Как помочь юным найти баланс между виртуальным и реальным общением?

08-01-09-58
Нина Козырева, преподаватель кафедры психологии образования Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка

А. К.: Городской центр здоровья является инициатором профилактических проектов. Например, один из них нацелен на профилактику зависимостей у шестиклассников — алкогольной, никотиновой, наркотической, игровой… Присутствовала на занятии. С детьми проводили тренинг по налаживанию межличностных отношений. Мальчикам и девочкам предложили на бумаге нарисовать своих главных друзей. У одного на весь лист — монитор, у другого — холодильник… Остальные рисовали кровать, телефон, смайлики. Поинтересовалась, где живут ваши друзья? Ученик берет мобильник и показывает: здесь живет вся моя компания. Если телефона не станет, то и друзей тоже. Если исчезнет из Сети аватарка, значит — друга нет. В рамках проекта психологи столкнулись с тем, что шестиклассникам нужно объяснять, что такое дружба, любовь, доверие, личность и ее границы; рассказывать, как справляться с негативными эмоциями. И если холодильник пуст, это не значит, что жизнь закончилась.

Н. К.: Когда моей дочери было 7 лет, я выходила с ней на улицу и организовывала дворовые игры. Представьте, взрослая женщина лезет на дерево и скидывает ребятам тарзанку. Ведь каждый родитель может организовать досуг детей, пойти с ними на стадион…

В. К.: Традиционно в диспансере проверяем детей 5-6 лет на готовность к школе. С ними работают практические психотерапевты, психологи. От 45 до 56 процентов детей (по данным разных лет) психологически вообще не готовы к школе. У них интеллект зашкаливает, умеют пользоваться телефоном, компьютером, складывают сложный конструктор. Но эмоцио­нально совершенно не приспособ­лены к вхождению в социум.

Н. К.: Проводила исследования по стигматизации в дошкольном возрасте. Могу сказать точно, что в детсадовской группе, которая взаимодействовала с представителями православной церкви (малышам пересказывали Слово Божье), дети отличаются от сверстников дружелюбием, у них нет такой агрессии в поведении, в социомет­рии большинство детей не делали отрицательных выборов.

Е. Н.: Иногда складывается впечатление, что дети, родители и педагоги живут словно отдельно, каждый в своем изолированном мире. Связь между поколениями прерывается, теряется родительский авторитет. Зачастую мамы, папы, педагоги нуждаются в дополнительном обучении компьютерной грамотности, чтобы уметь говорить на одном языке с подростком. Когда ребенок идет на улицу, мы можем его контро­лировать: знаем, с кем он дружит, куда отправился. А когда ребенок уходит в социальные сети…

08-01-10-58
Инесса Палазник, врач-валеолог, координатор информационно-методического ресурсного центра дружественного отношения к подросткам «Ювентус»

Корр.: …то может там найти откровенную пропаганду коллективных самоубийств, всевозможных способов покончить с собой. Как ограничить доступ детей к неблагожелательной информации?

А. М.: Согласно Закону Республики Беларусь «О правах ребенка», дети имеют право на защиту от информации (в том числе поступающей из интернет-ресурсов), пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. Некоторые подразделения органов МВД отслеживают данное направление. Например, ограничивают доступ к сайтам, содержащим порнографическую информацию или сведения о приобретении спайсов и тому подобное. Но тут речь идет о запрещенных законом деяниях, подлежащих ответственности. Вместе с тем наши дети живут в эру информатизации, и тут возникает вопрос: можем ли мы и должны ли от всего их ограждать? Информация везде и со всех сторон влияет на неокрепшие умы. Нужно больше внимания уделять воспитанию, нравственному закаливанию детей, формированию у них твердой правильной линии поведения, ощущения постоянной безусловной поддержки со стороны родителей и компетентных органов. Важно, чтобы ребята имели психологические силы для преодоления кризисных моментов, которых в жизни может быть великое множество. Только так мы сможем воспитать полноценную личность.

В. К.: Ребенок должен, как иногда говорят, перебеситься. Главное, чтобы при этом сделал правильные выводы в отношении себя.

Корр.: Впереди каникулы. Чем занять ребенка, чтобы мрачные мысли его не тревожили?

Е. Г.: Лето ребенок может провести поочередно в разных лагерях: профильном (палаточном, спортивном и т.д.), оздоровительном с круглосуточным пребыванием, школьном, труда и отдыха. Не все мамы и папы знают о том, что за время каникул у чада есть право побывать в нескольких лагерях. Если говорить о ребятах, которые требуют особого педагогического внимания, то для них тоже организованы различные формы досуга. Будет работать в 4 смены 9-дневный палаточный лагерь «Патриот», в рамках которого дети посетят объекты социо­культурной сферы, поучаствуют в «Зарнице». Несмотря на то что подобные игры унаследованы с советского времени, они очень нравятся подросткам. В обычном режиме все лето будут работать кружки, секции, объединения по интересам. С 1 июля стартует проект «Дети столицы». Мальчишки и девчонки Фрунзенского, Московского, Октябрьского районов, оставшиеся на каникулах в городе, могут поучаствовать в развлекательных мероприятиях. Их организуют волонтеры педагогического вуза. В августе пройдет акция «Лето — пора активная» для подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и оставшихся в городе по месту жительства. Организованно со своими инспекторами они будут посещать музеи, крытые катки, участвовать в спортивных соревнованиях.

Телефоны, по которым подросткам окажут психологическую помощь квалифицированные специалисты. Круглосуточно. Анонимно.

Телефон доверия для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, — 246-03-03.

Телефон доверия отделения профилактики ВИЧ/СПИД Минского городского центра гигиены и эпидемиологии — 292-37-08. На сайте ведомства в разделе «Здоровый образ жизни» размещены памятки, листовки и плакаты для подростков.

Центры дружественного отношения к подросткам. Здесь окажут психологическую поддержку, проконсультируют по вопросам сохранения здоровья, полового воспитания, культуре взаимоотношений, профилактики заболеваний и зависимостей.

«Юникс», 5-я городская детская поликлиника, ул. Кунцевщина, 8, каб. 238, тел. 315-54-38.

«Доверие», 8-я городская детская поликлиника, ул. Есенина, 66, тел. 272-22-94.

«Успех», 23-я городская детская поликлиника, ул. Герасименко, 22-2, тел. 242-15-73.

«Галс», 13-я городская детская поликлиника, ул. Кижеватова, 60, тел. 398-31-63.

«Вместе», 11-я городская детская поликлиника, ул. Никифорова, 5, тел. 264-36-39.

«Ювентус», 17-я городская детская поликлиника, ул. Кольцова, 53-1, тел. 261-02-19.

«Парус надежды», 7-я городская детская поликлиника, ул. Плеханова, 127, тел. 368-32-34.

«Синяя птица», 4-я городская поликлиника, пр. Победителей, 93, тел. 369-74-00.