Культура

Афиша премьер

13-01-01-69  Для тех, кто не уехал в отпуск: обзор спектаклей, поставленных под занавес театрального сезона 2015/2016

13-01-01-69«Любовь и смерть», Большой театр Беларуси

История самопожертвования во имя любви

Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси завершает 83-й сезон премьерой спектакля «Любовь и смерть» на музыку азербайджанского композитора Полада Бюльбюль оглы. Постановку доверили молодому хореографу Ольге Костель. В основу балета лег древнетюркский эпос «Книга моего деда Коркута». Это история любви молодого юноши Азера и девушки Байджан.

— Любовь и смерть, как две стихии, — белая и черная, которые всегда присутствуют в жизни человека, определяя его поступки. И мы не можем повлиять на них. Помимо истории любви я решила рассказать о культуре и событиях того времени — Великом переселении народов, которое происходило в VI веке, — пояснила постановщик свое прочтение произведения.

Партии главных героев исполняют несколько составов: семь Азеров и шесть Байджан. Для молодой балерины Виктории Тренкиной это первая большая роль.

— Во время репетиций педагоги шутили, что у меня есть восточные корни. Много работала над образом. Важно было провести и не потерять эмоциональную линию через весь спектакль. А это непросто. Хотя я довольно быстро освоила хореографию, сложности возникли с дуэтными танцами, — рассказала Виктория о подготовке к премьере.

На протяжении всего действия на сцене находится огромное древо жизни — это основная декорация (сценография Александра Костюченко). В зависимости от сюжетной линии оно меняет цвет: от насыщенно-зеленого до багрово-красного. В финале дерево расцветает, символизируя этим вечную любовь.

Ближайший показ спектакля «Любовь и смерть» — 28 июня.

___________________________________

«Клеопатра», Музыкальный театр

Несколько лет из жизни роковой царицы Египта

Сцена радует глаз: красочные декорации Инары Аслановой (Азербайджан) грамотно подсвечиваются, полуобнаженные танцовщики кажутся сошедшими со знаменитых египетских фресок. В первом акте балета Гельсят Шайдуловой (Россия) мы видим Клеопатру-власть, во втором — Клеопатру-любовь. В заглавной роли — восходящая звезда Музыкального театра Александра Раковская. Стареющего, но еще величественного Юлия Цезаря сыграл Сергей Глух, а пылкого Марка Антония — Тимофей Войткевич. Персонажей в спектакле очень много — гораздо больше, чем танцовщиков труппы классического балета. Амазонки, пастухи, бедуины, жрицы, легионеры, виноградари, сатиры, весталки… Артисты пере­одеваются по многу раз, сцена густо населена — мы и впрямь окунаемся в атмосферу Древнего Египта.

Зрелищность постановки обусловила музыка Гельсят Шайдуловой, словно наполненная солнцем и ветром. Шайдулова — автор симфонических и камерных произведений, она сочиняет песни, романсы, хоровые циклы, музыку для детей… А вот балетов пока не было. «Клеопатра» — первый. Задача перед композитором стояла сложная: и восточный колорит привнести, и уйти от архаики.

Появление в Минске балета «Клеопатра» инициировано самим Музыкальным театром Беларуси. Это можно назвать рискованным экспериментом, а можно — «безумством храбрых». Ведь предыдущая хореографическая постановка, в которой действует Клеопатра, относится к началу ХХ века, когда по заказу Дирекции императорских театров Антон Аренский написал балет «Египетские ночи», а Сергей Дягилев свозил его в Париж.

— В прошлом году вместе с директором Александром Петровичем мы отправились в Москву, где и состоялось наше знакомство с композитором, профессором ГИТИСа Гельсят Шайдуловой, — рассказал худрук Музыкального театра Адам Мурзич. — Знакомство продолжилось постановкой в нашем театре мюзикла Шайдуловой «Приключения Кая и Герды» («Снежная королева»).

— Получив от минского театра предложение написать «Клеопатру», я сразу же согласилась, — вступает в разговор заслуженная артистка России Гельсят Шайдулова. — И тут же стало страшно: раньше я в таком жанре не работала. Силы мне придало то обстоятельство, что театр пригласил ставить балет народную артистку Азербайджана Медину Алиеву.

С хореографом Алиевой БГАМТ начал сотрудничать шесть лет назад. Бакинка участвовала в воплощении на сцене нашего театра азербайджанской классики — комедии «Аршин мал алан», а в начале 2013-го поставила балет «Тысяча и одна ночь». И вот новый международный проект.

— Я долго искала такой хореографический стиль, чтобы у зрителя появились ассоциации с рисунками на египетских вазах, — говорит балетмейстер. — В качестве фирменного знака спектакля были выбраны так называемые ломаные позы.

Фирменным знаком можно назвать и то обстоя­тельство, что большинство создателей «Клеопатры» — женщины. Великолепна работа оркестра — так много сил в спектакль вложила дирижер-постановщик Марина Третьякова. Нет сомнений, Шайдулова, Алиева, Третьякова, Асланова и Раковская попали под обаяние царицы цариц и отдали ей дань своим искусством…

___________________________________

13-01-02-69Оперетта «Бал в «Савойе», Музыкальный театр

Чувственность танца: фокстрот, пасодобль, аргентинское танго и венский вальс

Спектакль в постановке Анны Моторной таит несколько открытий. Во-первых, звучит музыка Пала Абрахама, которого в 1930-х называли крон-принцем оперетты, наследником великих опереточных королей Кальмана и Легара. Во-вторых, жанр, который никак не назовешь умным и глубокомысленным, обрел иронию и остроумие в репликах и диалогах, написанных Анной Моторной. В итоге получилась «белорусская версия» с оригинальной хореографией, зрелищной сценографией и дорогими костюмами в стиле «Великого Гэтсби». И надо сказать, все актеры, занятые в спектакле, умеют эти костюмы носить.

По сюжету, в гранд-отеле «Савой» по поводу закрытия кинофестиваля намечается большой бал. Церемония вручения главной премии, как всегда, — интрига. В невероятный круговорот фестивальных страстей попадают очаровательная певица Мадлен Тибо, ее находчивая подруга джаз-композитор Дэзи, респектабельный кинорежиссер и сценарист Аристид Дюбуа и другие участники событий.

За и против: классическая оперетта хороша, когда слаженно работают все винтики музыкального спектакля, и стоит одному элементу истощиться либо выбыть из игры, как постановка теряет зрителя.

Ближайший показ — 22 июня.

___________________________________

13-01-03-69«Голубой щенок», театр Геннадия Гладкова «Территория мюзикла»

Антигламурный мюзикл для всей семьи о том, как сложно, но можно остаться собой вопреки обстоятельствам

Композитор Геннадий Гладков и поэт Юрий Энтин написали мюзикл «Голубой щенок» в год 40-летия одноименного советского мультфильма. Сюжетные коллизии строятся вокруг конкурса красоты для зверей.

Хореографию к спектаклю создает лауреат международных конкурсов, артист и руководитель «Территории мюзикла» Дмитрий Якубович:

— Гладков и Энтин изъясняются эзоповым языком. В «Голубом щенке» есть пародия не только на гламур, но и на все наше современное общество. Взрослые узнают в некоторых персонажах знакомые типажи современной поп-культуры и оценят тонкий юмор авторов. Самую юную публику заинтересуют экзотические звери и красочность всего действа, а школьники увидят в этом спектакле приметы своей жизни — зависимость от социальных сетей и одобрения окружающих.

Главную роль в мюзикле исполнят Александра Войцехович и Илона Казакевич.

— Мы создаем новое произведение, которое еще нигде не ставилось. Не одно поколение выросло на мультфильме «Голубой щенок», на пластинке с песнями из него, где персонажей озвучивали Андрей Миронов, Алиса Фрейндлих, Михаил Боярский, Александр Градский, которые не просто хорошо пели, а играли голосом, — говорит режиссер-постановщик мюзикла Анастасия Гриненко. — Поэтому у наших артистов сложная задача: не только следовать ноте партитуры, а искать и находить те особенности интонации, которые помогут выразить характеры персонажей.

Премьера — 29 июня на сцене Дворца культуры профсоюзов.