Парк высоких технологий

Гвоздь программы

18-01-01-71  В новом учебном году белорусские школьники со второго класса начнут осваивать дисциплину XXI века. Что это за предмет?

18-01-01-71Что изменилось?

Умение читать, писать и хотя бы на обывательском уровне пользоваться компьютером — те навыки, которыми современный образованный человек должен обладать по умолчанию. Однако, по мнению специалистов из сферы IT, нынче этого уже недостаточно. На Западе одним из важных стандартных умений сегодня становится программирование. Там оно именуется «коддинг», или «программинг».

Правда, речь не о том, что компьютерные программы пишут и стар и млад, начиная с рядового менеджера и заканчивая президентом компании. Требование к современным работникам иное — пользоваться информационными технологиями на более продвинутом уровне. Превратиться в так называемых криэйторов. Что это значит?

— Представьте: вам нужно сделать презентацию, — говорит заместитель директора по маркетингу и развитию Администрации ПВТ Александр Мартинкевич. — Можно оформить ее по старинке, загрузив в программу обычный текст. Или, владея информационными технологиями, создать видео, анимацию, динамичную презентацию. В итоге получатся два совершенно разных проекта, которые окажут различное воздействие на зрителей. А проявив фантазию, с такими навыками можно создавать что угодно: от образовательных программ до анимационных фильмов.

Средний возраст сотрудников из отрасли IT в Беларуси — 29-30 лет.  

18-01-03-71Зачем это нужно?

По мнению экспертов, существующая в белорусских школах программа по информатике сильно устарела. Сами посудите, этот предмет современная молодежь начинает изучать лишь в шестом классе, в то время как большинство карапузов осваивают гаджеты, едва начав говорить. Так, 12-13-летние дети приходят на урок, и учитель начинает просвещать их, из чего состоит компьютер — мышки, монитора, системного блока… А с таким понятием, как Интернет, ребят «знакомят» и вовсе в девятом классе. Не поздно ли?

— Пришло время что-то менять, — считают специалисты Парка высоких технологий. — Тем более что в странах нашего ближайшего окружения, например Украине, информатике учат со второго класса. В России также создано множество курсов в начальной школе. На Западе программирование входит в обязательную программу.

Несмотря на всю продвинутость современных детишек, пользоваться гаджетами — это одно, а понимать, как устройство работает, — совсем другое. Поэтому, чтобы облегчить задачу педагогам, которые собираются обучать деток дисциплине XXI века, в 2007 году была разработана специальная среда программирования — «скретч». Она предназначена для обучения ребят младшего и среднего школьного возраста.

— Именно ее мы выбрали для работы белорусских школьников на занятиях по программированию, — сообщил первый за­мес­ти­тель министра образования Беларуси Вадим Богуш. — Вначале дети будут учиться создавать мультики, затем компьютерные программы, в старших классах — программировать робототехнику.

Кажется, это звучит невероятно. Но на деле нет никакой фантастики. Сотрудники ПВТ протестировали программу обучения в своем образовательном центре и пришли к выводу, что таким способом дети довольно быстро усваивают материал. Некоторые из них уже пос­ле получаса объяснений смогли создать свою первую анимацию.

— Мы поняли, что в рамках отдельных кружков не сможем продвинуть программирование в массы, — продолжает Александр Мартинкевич. — Поэтому в январе 2015 года провели открытый круг­лый стол со специалистами из сферы образования. Оказалось, что в Беларуси довольно много прогрессивных преподавателей, которые и раньше обучали детей «скретчу» — на кружках или индивидуальных занятиях. В ходе обсуждения мы пришли к выводу, что необходимо разработать программу факультативного обучения.

Как это будет?

18-01-02-71Разработаны две программы факультативных занятий. Первая предназначена для обучения детей со второго по четвертый класс. Самых маленьких научат создавать мультики. Для детей постарше — начиная с пятого класса — подготовили специализированный курс, который позволит самостоятельно разрабатывать компьютерные игры.

Что интересно, запуск новой образовательной программы поддержали и ведущие белорусские IT-компании, которые готовы помочь в продвижении амбициозного проекта.

— Что такое «скретч»? Это не просто язык программирования, а еще и интерактивная среда, построенная на интуитивно понятных ребенку принципах, где результаты действий визуализированы. Набор стандартной графики позволяет создавать анимацию. Во всем мире дети учатся, пользуясь ограниченным количеством элементов. Мы же пошли дальше. За лето наши компании-резиденты подготовят специальный пакет графики. Упор будет сделан на межпредметные связи. Что имеется в виду? К примеру, по программе школьники проходят круговорот воды в природе. Значит, наши специалисты прорисовывают элементы этого явления — облако, капельку и тому подобное. А малыши из них создают мультик — как этот круговорот работает. Во время изучения литературных произведений на факультативе по программированию они смогут создавать анимацию с участием персонажей книги и даже озвучить их. Набор графики им также предоставят, — говорит Александр Мартинкевич.

Кто будет учить?

Самая большая проблема для реализации проекта — отсутствие преподавателей. Педагогов тоже будут готовить к новому учебному году. С сентября для них организуют тренинги в Минске, Новополоцке, Лиде, Орше, поз­же — в Гродно.

Помимо этого, запускается инновационный проект, в котором примут участие 14 белорусских школ. В них будут апробированы разработанные программы факультативов. Участники внесут свои пожелания и предложения.

А с 1 сентября 2016 году каждая школа, которой интересны инновационные технологии, сможет запустить у себя обучение «скретчу».

Мобильными приложениями, разработанными в ПВТ, пользуются более 900 миллионов человек в 160 странах, а такие бренды, как Apalon, Viber и MSQRD, создали новое лицо Беларуси на мировом цифровом рынке.