Минское время

Дежурный редактор

04-01-01-89Месяц мы прожили с новыми деньгами. Что изменилось в нашей жизни      

04-01-01-89Привыкаем, но не быстро. Сколько раз себя ловил и за другими замечал: к кассе подходишь и губами шевелишь, лоб морщишь. 3 рубля 48 копеек — это, стало быть, по-старому 34 тысячи 800, так, что ли? А если кассирша сдачу и теми, и другими дензнаками дает, то и вовсе беда. Только на ее умение правильно считать и честность полагаешься.

Но самые большие трудности — с металлической мелочью. Во-первых, она норовит потеряться, закатиться под мебель, завалиться за подкладку, вообще исчезнуть бесследно. Копейка-две — пустяки, не стоит и нагибаться, а 2 рубля уже немножко жалко.

В кошельке для нее места мало. Производители этих аксессуаров как-то не очень готовились к реформе и специальный кармашек, отсек мастерили не всегда. А копеечку пробовали из кошелька достать? Так, чтоб быстро? Знаменитый иллюзионист-манипулятор Арутюн Акопян, доживи он до наших дней, всплакнул бы.

Внезапно обнаружились трудности у мужчин и маленьких детей. Первым стало трудно подкрасться или незаметно прошмыгнуть. Мелочь в кармане обязательно предательски звякнет. Потому представители сильного пола либо просят в магазинах сдачу старыми, либо гордо отказываются — «сдачи не надо!» — от всей этой нумизматики. С детьми — хуже. Блестящие кругляши они норовят проверить на свой первый зуб. Врачи нервничают. В первые недели ежедневно до 30 случаев по стране, когда малыши глотали новые дензнаки. И здесь самая опасная — 1 копейка. Ладно, если в желудок попадет, но может по причине своего сверхмалого размера и ничтожного веса в дыхательные пути угодить. Чревато.

Зато быстро подсуетились те, кто привык из всего извлекать пользу и выгоду. Представители одной торговой сети уже заявили, что теперь на товарных тележках в их магазинах стоят особые устройства-автоматы: вносишь монетку — берешь тару на колесах, сдаешь — деньга возвращается. Неужели минчане и гости столицы такие забывчивые или, боже упаси, нечестные, что увозят с собой казенное имущество?

Другие вспомнили СССР. В те времена для монет делали особые клястеры, устроенные по принципу автоматного рожка. Металлическая коробочка и ячейки для всех существовавших тогда номиналов, кроме 50-копеечной монеты и железного рубля. Уж больно крупных размеров были. В каждую ячейку, если не ошибаюсь, по десятку монеток можно было зарядить. Но такой кошелек был и велик размером, и тяжел. А нынче одни умельцы уже разработали дизайн легонького пластикового клястера, который можно изготовить на 3D-принтере. Появится в продаже — непременно возьму себе такой.

Но все же есть в монетах особая романтическая прелесть, которой мы с 1992 года (источники подсказывают, именно тогда простились мы с советскими медяками) были лишены. Студенты теперь запросто сдадут любой сложности экзамен, надо только положить в ботинок под пятку пятачок. Привлечь дополнительные средства теперь много легче: вышел в новолуние, показал месяцу монетку и иди домой спать — завтра проснешься богатым. Или обеспеченным. Тут уж как повезет. А самое главное, нам теперь есть что кинуть в фонтан или море, чтобы к нему вернуться. Так что в любом новшестве лучше искать плюсы.

Михаил МИХАЙЛОВ

________________________________________

04-01-02-8912:00. Площадь Победы

Обновленная «Березка» снаружи почти не изменилась, но внутри совсем не похожа на заведение времен Советского Союза. Хорошо ли это?

Ремонт исторического заведения, в помещении которого теперь разместилось уже четвертое заведение отечественной сети кофеен, длился больше полугода. Новые владельцы сохранили название, да и экстерьер заведения остался практически без изменений. Разве что на летний период поставили террасу на 120 посадочных мест. Внутри же помещение разделено на три зоны, каждая в своем стиле: кафе-кондитерская, винный бар с дегустационной зоной (следуя нынешнему тренду столицы) и лаунж.

04-01-03-89— В лаунже можно будет утонуть в мягких диванах, эту часть мы доделаем к осени, — проводит экскурсию представитель кафе Дмитрий Харитонов. — К тому же летняя зона к сентябрю будет застеклена и позволит гостям наблюдать за движением в сердце города до зимы.

Конечно, все эти зоны чужды советским гражданам, привыкшим к «Березке» как закусочной. Вот и сегодня некоторые коллеги постарше, взглянув на фото интерьеров, с тоской отметили, мол, поломали березку. Смею не согласиться, поскольку помню заведение до ремонта — уже тогда от кафе оставалось одно название. С другой стороны, конечно, странно, когда создатели уверяют, что постарались сохранить традиции, а названия зон внутри пишут на анг­лийском языке. Но и рюмочных, что были ранее, теперь в Минске не сыскать — вокруг бары… Что ж поделать, таковы реа­лии, нравится это кому-то или нет. Кстати, на историю «Березки» и старые фотографии можно взглянуть на первой странице меню.

К слову, за время ремонта в адрес компании поступало много жалоб от жителей дома. Учтя просьбы, звукоизоляция была улучшена, однако, по мнению Дмитрия Харитонова, в будущем проблемы все же могут быть, ведь планируется, что кафе будет работать до двух ночи:

— Если человек живет в цент­ре, то он должен понимать, что это не спальный район. Но дискотек проводить не будем — звук будет негромким. К тому же очень рассчитываем именно на интеллигентную публику, хотя в первое время наверняка будут и те, кто придет «на ремонт». Будем следить за дресс-кодом, надеемся на культурность посетителей.

Еще одна проблема — парковка, которой у «Березки» не предусмотрено. Специально для автолюбителей разработали карту, где во дворах вокруг площади Победы можно поставить машину. Хорошо это или плохо? Время покажет.

В меню кафе присутствуют как привычный ассортимент сети, так и блюда авторской кухни, разработанные шеф-поваром Юрием Бузиновым. Среди них белорусские, созданные по старинным отечественным рецептам: салат деревенский, теплый картофельный салат, сельдь по-белорусски, домашние колбаски с пюре и многое другое.

— Кафе в Минске достаточно, а вот тех, кто в них ходит, не так и много. Поэтому для нового места главное — это интерьер, кухня и культура обслуживания, — завершает Дмитрий. — Надеюсь, заведения по соседству не обидятся и готовы к здоровой конкуренции.

История кафе «Березка» насчитывает более 60 лет. Первоначально помещение использовалось под автомобильный салон «Победы». В ноябре 1957-го на этом месте открылась первая в нашей стране закусочная-автомат. А спустя еще 10 лет появилось кафе под названием «Березка».

Владимир ЖДАНОВИЧ

________________________________________

04-01-04-8914:30. 9-я городская клиническая больница

Читайте также:  12:00. Сборка трактора на МТЗ

Заместитель председателя Мингорисполкома Игорь Карпенко встретился с трудовым коллективом медучреждения

В конференц-зале клиники побывали и наши корреспонденты.

— В отношении медицины стараемся не урезать бюджет, — отметил в своем выступ­лении Игорь Карпенко. — В столице продолжается реконструкция и строительство новых объектов здравоохранения: модернизируется ваша (9-я) клиника, строится здание Городского центра трансфузиологии в 6-й клинике. Продолжается реконструкция онкологического диспансера и обновление нейрохирургического корпуса в 5-й больнице. Терапевтический корпус возводят на территории 4-й клиники.

Он заметил, что в целом более 60 % городского бюджета направлено на социальную сферу.

— Большое значение имеет и то, что минчанам доступно оказание бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи, — подчеркнул Игорь Карпенко. — Такое трудно оценить, пока человека это не коснется лично. Недавно был во 2-й детской больнице, где довелось пообщаться с мамой ребенка, которому наши врачи успешно выполнили трансплантацию почки. «Теперь я понимаю, что такое наша медицина, и благодарна докторам за спасение жизни моего ребенка», — сказала она.

Пользуясь случаем, медработники задали гостю несколько насущных вопросов. Самый наболевший — жилищный: в клинике в очереди на жилье — 150 человек.

— Мы продолжим практику строительства для медиков общежитий семейного типа, — объяснил Игорь Васильевич. — В нескольких таких уже живут ваши коллеги, еще одно — в планах. Площадка для строи­тельства выбрана. В целом надо вернуться к практике выделения бюджетникам жилья по приемлемым ценам. Это решение принимается на государственном уровне. Со своей стороны Мингорисполком подготовит собственные предложения.

Следующий вопрос от заведующего отделением кардиохирургии Алексея Островского касался развития велосипедного движения.

— Продолжим строить велодорожки. А с появлением цивилизованных велостоянок с паркоматами жизнь велосипедистов в городе станет более комфортной. По такому пути пошли в Москве, и он оправдан, — разъяснил заместитель председателя Мингорис­полкома.

Ольга ГРИГОРЬЕВА

________________________________________

04-01-05-899:59. Железнодорожная станция Минск-Пассажирский

Первый в Беларуси поезд с бесплатным Интернетом начал курсировать между Гомелем и Минском

Электропоезд межрегиональных линий (ЭПм) бизнес-класса InterCity подключается к Интернету через 3G-сеть одного из мобильных операторов, а трафик пассажирам «раздает» с помощью технологии Wi-Fi. Точками доступа оборудованы все вагоны. Чтобы войти в Интернет через свой смартфон, компьютер, планшет и другой гаджет, необходимо на специальном портале, переход на который происходит автоматически, написать свой номер мобильного телефона. После этого вам придет SMS с кодом доступа к Сети.

04-01-06-89По словам пассажиров, сигнал в дороге в некоторых местах может пропасть, однако тут вопросы к мобильному оператору, а не к БЖД. Скорость Интернета небольшая, но ее вполне хватает для обмена текстовыми сообщениями и фотографиями.

Поезд примечателен не только точками доступа Wi-Fi. Он разработан по техническому заданию БЖД для перевозки пассажиров на расстояния 300-500 километ­ров. Чтобы в дороге людям было комфортно, у сидений есть подлокотники, в первом классе спинки кресел можно регулировать. В одном из вагонов оборудована зона для людей с ограниченными физическими возможностями, предусмотрены места для размещения крупногабаритного багажа. Есть несколько современных уборных. Еще одно новшество — бар. В нем продаются напитки, закуски и блюда быстрого приготовления.

В числе первых пассажиров InterCity был начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов. По его оценке, в электропоезде созданы комфортные условия для поездки в любое время года. Что касается графика движения, организации питания, в целом сервиса, то Белорусская железная дорога постарается максимально учесть мнение пассажиров — для этого проводится их анкетирование.

Евгений ОЛЕЙНИК

________________________________________

04-01-07-898:30. 1-й километр Минской кольцевой автодороги

Как инспекторы ГАИ останавливают лихачей

Август, солнечная погода… Летом комфортные условия располагают отдельных автолюбителей к чрезмерно быстрой езде. Однако скорость небезопасна. Сотрудники ГАИ уж точно это знают, поэтому и устраивают рейды.

Отправляемся вместе с ними на МКАД. Первая остановка на прос­пекте Независимости в районе парка Челюскинцев. Движение транспорта в четырех полосах довольно плотное. Разогнаться здесь весьма проблематично.

— Фиксируем скорость прибором «Визир», — объясняет старший инспектор ДПС отдела ГАИ Первомайского РУВД Юрий Третьяк. — Если превышен порог в 80 километров в час, раздастся звуковой сигнал. И нам лишь останется остановить нарушителя. К слову, превышение скорости от 20 до 30 километров в час наказывается штрафом от 1 до 3 базовых величин.

Попутно узнаю, что с начала года сотрудники ГАИ остановили в Первомайском районе 1 503 водителей за такое нарушение. По вине лихачей случилось 5 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.

И тут «Визир» вмешался в наш разговор. Взмах жезлом — и водитель «Пежо» послушно притормаживает у бордюра. Инспектор представляется, просит предъявить документы. Потом оба садятся в патрульный автомобиль. Начинается процесс оформления нарушения. Молодой человек, по-видимому, ощущавший себя в роли Шумахера, как-то сразу поник. Вину признает и готов оплатить штраф на месте. Прощаемся с нарушителем. Направляемся в сторону МКАД.

— Спешу по делам, опаздываю на работу, домой… Чаще всего так оправдываются нарушители правил, — говорит Юрий Третьяк. — Приходится объяснять водителям, что чем выше скорость, тем больше опасности. Однаж­ды остановил мотоциклиста на МКАД. Он разогнался до 161 километра в час.

Переезжаем на 1-м километр внешнего кольца МКАД. Здесь можно ехать не быстрее 90. Соответственно прибор настраиваем на 110. Ждем пять минут, десять. Машины едут без нарушений. Наконец «Визир» ожил. Скорость легковушки — 116! Юрий Третьяк командует: «Быстрей в машину!» Секунда на посадку, и мы уже догоняем лихача. Инспектор по громкоговорителю требует остановиться. Водитель паркует машину к обочине, выходит из салона и направляется к нам. Обращаем внимание на маленькую девочку, сидящую в автокресле на переднем сиденье «Фольксвагена».

— Это моя дочь, — поясняет водитель. — По дороге на работу ее нужно завезти в детский сад.

— Не страшно на скорости ребенка везти? — интересуюсь у отца.

— Нисколько. У меня стаж вож­дения 30 лет. Тем более что превышение небольшое.

— Чем выше скорость, тем больше тормозной путь, — замечает инспектор ДПС. — На МКАД нужно выдерживать безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля. А это около 50 метров. На высокой скорости при меньшем расстоянии тормозного пути может не хватить. Это уж точно знают водители, побывавшие в массовых авариях

на кольцевой.

За 12 дней операции «Скорость» сотрудники столичной Госавтоинспекции выявили 4 308 случаев превышения скоростных режимов движения. В числе лихачей оказалось немало мотоциклистов.

Игорь ГОЛОД