Дорога к храму

Молитва в красках

13-01-01-94 Икона Андрея Жарова «Косма и Дамиан Римские» доминировала на выставке в Ватикане и первой встречала римлян…

13-01-01-94Андрей Жаров родился в Минске в 1980 году. Еще школьником помогал отцу расписывать иконостас Свято-Евфросиниевской церкви, входящей в храмовый комплекс в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Минск). С 2001 года и по сей день трудится в Минской иконописной мастерской Павла Жарова. Член архитектурно-художественного совета при Минском Епархиальном управлении.

Из Ватикана в Минск вернулись экспонаты выставки «Иконопись Беларуси XVII-XXI вв. из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь». В начале сентября они будут показаны посетителям музея в расширенном варианте экспозиции «Мир небесный на земле».

Участник выставки — молодой минский иконописец Андрей Жаров. Он единственный в Беларуси художник, получивший полное иконописное образование: в отделении иконописи при Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии и в Православном Свято-Тихоновском университете (Москва). Выставка в Ватикане, на которой были представлены две его иконы «Косма и Дамиан Римские» и «Успение Богородицы», зафиксировала очень высокий уровень письма. Андрей Жаров продолжает дело отца, иконописца Павла Жарова. Это позволяет говорить о династии минских изографов.

13-01-02-94…Их крохотная мастерская находится в обычном многоэтажном панельном доме в Зеленом Луге. На стенах, у стен — иконы, иконы… Уже готовые и в процессе написания. В красном углу горит лампадка у иконы. На видном месте — фотография старца протоиерея Николая Гурьянова. Стеллаж во всю стену занят книгами по иконописи. На столе — баночки с пигментами…

— Затворник ли современный иконописец? Или быть затворником в двухмиллионном городе невозможно?

— Профессия, безусловно, определяет наш образ жизни, который подчинен труду церковному. И профессия иконописца — это, конечно, церковное служение. Обычный художник воплощает в своих картинах собственные идеи, а иконописец передает через иконы учение церкви о Евангелии.

— Расскажите, пожалуйста, как создавалась икона «Косма и Дамиан».

— Всегда перед написанием образа идет процесс изучения жития святых и обращение к первоисточникам. Так было и в этот раз. Целители-бессребреники братья Косма и Дамиан — общие святые как для католический церкви, так и для православной. Они жили в Риме в III веке, исцеляли больных, многих обращали ко Христу, приняли мученическую смерть. Косму и Дамиана почитают в Беларуси издревле. Вспомним, что на месте Свято-Духова кафедрального собора в Минске в средние века находился православный храм Космы и Дамиана Римских. От имени этого храма получила свое название улица Космодемьянская.

Белорусскую иконопись всегда отличало то, что наши иконописцы были открыты для восприятия лучших традиций церковного искусства Востока и Запада. Так, образцами для написания иконы Космы и Дамиана послужили древние памятники христианского искусства, в частности, мозаики VI века в Риме и Равенне. Иконография ликов, синий фон с облаками — все это во многом соответствует изображению святых целителей в алтаре базилики Космы и Дамиана в Риме как наиболее древнему.

— Иконопись всегда была искусством церковным. Ныне она претерпела большие изменения, вплоть до того, что иконы печатают типографским способом, тиражируют, продают в сувенирных лавках и даже супермаркетах. Что такое подлинная икона?

— Прежде всего икона должна соответствовать тем высоким критериям качества, которые определены для нее церковью. Настоящая икона пишется с применением традиционных прочных материалов и, безусловно, мастером.

То, что воспроизведено механически, не может вызвать живого чувства. Такой предмет уже несет в себе некую неправду. Кто ощутил, что значит молиться перед неравнодушно написанной иконой, не встанет на колени перед иллюстрацией.

К сожалению, в последние годы иконопись приобретает уродливые формы: проучившись две недели на каких-то курсах, которые организуют в большом количестве и в России, и в западных странах, люди начинают писать иконы, причем не только для себя, но и для храмов. А ведь в иконе все очень тонко, сложно. Настоящая икона приводит неверующих к Богу. Она человека воспитывает, образовывает…

— И помогает.

— Да.

— В какой технике вы работаете?

— Сейчас это энкаустика, восковая живопись, когда связующим веществом красок является растопленный воск. До этого мы с отцом освоили ряд других техник.

— Кто-то еще в Беларуси пишет «восковые» иконы?

— Только мы с отцом. Энкаустика родом из Древней Греции. Она была основной техникой у иконописцев примерно до Х века. Работать с воском сложно, но в результате образы обретают особую выразительность и долгую жизнь. Благодаря энкаустике до нас дошли некоторые древнейшие иконы VI века. Так, иконе Христа Пантократора в монастыре Святой Екатерины на Синае исполнилось 15 веков. Она в прекрасном состоянии.

— В России первым почитают Андрея Рублева. А в Беларуси?

— Мы также почитаем преподобного Андрея и других святых иконописцев, просим их помощи. Из белорусских святых — особенно Евфросинию Полоцкую. Она переписывала книги, значит, владела искусством графики. Преподобная пригласила из Константинополя мастеров, расписавших Спасо-Преображенский храм. Византийские мастера обучили местных художников… Когда говорят, что расцвет белорусской иконы был в XVII-XVIII веках, в период унии, и только там нужно черпать вдохновение, это неправда. Сохранившиеся фрески Полоцкого храма свидетельствуют о том, что белорусская иконопись поднялась на высоту уже в XII веке. Это духовное послание Евфросинии Полоцкой потомкам.

— Вы, Андрей, участвовали в восстановлении иконостаса этой церкви. Ощущалась помощь преподобной Евфросинии Полоцкой?

— Без нее мы не смогли бы работать вообще. Духовная поддерж­ка шла и от монастыря — от монахинь, игуменьи матушки Евдокии.

— Где в Минске и его окрестностях можно увидеть образы, написанные вами, помолиться у этих икон?

— Мы пишем в основном для приходов. Строятся новые церк­ви, восстанавливаются старые. Сейчас пишем с отцом иконы для храма Богоявления в Лошице, где находятся частицы мощей святых Петра и Февронии, покровителей семейного счастья, любви и верности. Иногда что-то делаем для других епархий. К примеру, написали икону Трех Виленских мучеников для молодежного братства в Молодечно. Виленские мученики Антоний, ­Иоанн и Евстафий в Беларуси особо почитаемые святые. В их иконографии были некоторые неточности. В разные века мучеников по-разному изображали. Эту неточность нам удалось устранить. Так художественный труд стал научным…

P.S.

Андрей Жаров любит путешествовать. Последняя его поездка, в мае, была связана с выставкой белорусских икон в Ватикане. В Риме Андрей пробыл пять дней. После официальной программы отправился в свободный поиск. Составил маршрут, чтобы увидеть раннехристианские памятники — мозаики, фрески. Самостоятельно обошел два десятка базилик и храмов, в том числе закрытых для туристов. «Как же вы туда проникали?» — «Итальянский народ очень доброжелательный. Выходит монах. Я ему на английском объясняю, что пишу иконы, и он мне открывает дверь…» Андрей побывал в церкви Санта-Мария-Антиква, одной из самых древних в Европе, которая открылась после тридцатилетней реставрации. Увидел и сфотографировал чудом сохранившиеся фрески VI-IX веков. Римские каникулы удались…

В 1970-е, когда к иконописи обратился отец Андрея минский архитектор Павел Жаров, производство церковной утвари приравнивалось к антисоветской пропаганде, наказывалось. Традиция иконописания почти иссякла. Трудами Павла Жарова началось ее возрождение на белорусской земле. Большинство современных отечественных мастеров-иконописцев являются учениками и последователями Павла Жарова, и уже другие страны, в том числе Италия, приглашают их на работу.