Человек и его дело

Валерий Курсевич: «Мои двери открыты»

19-01-01-102Директор Минского рессорного завода — структурного подразделения ОАО «МАЗ» — о стиле руководства, отношении к конкуренции и о том, что ценит в подчиненных

19-01-01-102— Валерий Викторович, как в вашей жизни появился Минский автомобильный завод?

— После получения диплома в Белорусском государственном аграрно-техническом университете был распределен на МАЗ, где и работаю уже 15 лет.

— Вы попали на крупное производство. В чем его преимущество?

— В том, что весь процесс создания продукта проходит при твоем непосредственном участии. Начинал я инженером по качеству, работал также на других должностях. К примеру, возглавлял цех мелких серий, в котором выпускали автоприцепы (на тот момент 28-летний Валерий Курсевич был самым молодым начальником цеха на предприятии. — Прим. авт.). Потом меня направили руководить цехом платформ и сварных узлов, где трудились около 600 человек. Это была хорошая школа. Требовалось организовать производственный процесс в 2-3 смены, а некоторые участки круглосуточно 7 дней в неделю. Директором рессорного завода назначен 5 лет назад.

— Какими были ваши ощущения после перехода на руководящую должность?

— Конечно, я прекрасно понимал всю ответственность. Любая новая ступенька на жизненном пути требует какой-то перестановки, переосмысления, на что потребовалось определенное время. Но также испытывал гордость и в хорошем смысле слова азарт, ведь в меня поверили! Очень хотелось это доверие оправдать. За производственную часть я не переживал — знал, что справлюсь. А вот потребность в экономических знаниях почувствовал сразу. Здесь, на рессорном заводе, мне здорово помогли работники планово-экономического бюро. К тому же по вечерам стал штудировать специальную литературу. Прочные знания также получил в Академии управления при Президенте Рес­публики Беларусь, которую окончил по специальности «Экономика и управление на предприятии промышленности».

Считаю, что учиться нужно постоянно — не плыть по течению, а быть готовым к новым вызовам. Кстати, экономическая литература и сейчас на моем рабочем столе.

— И все же направление у вас специфическое — единственный в стране рессорный завод.

— Казалось бы, что тут сложного — отрубили заготовку, прокалили и собрали рессору. Но если вникнуть глубже, то поймешь: нюансов здесь хватает. Не владея ими, можно, например, ошибиться с направлением модернизации. Поэтому всегда прислушиваюсь к мнению своих помощников, служб и подразделений МАЗа, хотя окончательное решение принимаю сам. И ответственность за результат тоже несу я.

Основной вид нашей продукции — рессоры для автомобильной и автобусной техники. Выпускаем их более 200 наименований. Также налажено производство надрамников, рам, глушителей и других металлоизделий.

Все, что мы производим, пользуется устойчивым спросом на рынке страны и за ее пределами. И это не может не радовать. Безусловно, основным потребителем является ОАО «МАЗ», для которого поставляется более 70 % рессорной продукции. Используют ее и другие белорусские предприятия — такие, например, как БелАЗ, Могилевский автозавод, Минский завод колесных тягачей, «Гомсельмаш», «Белремкоммунмаш».

— С чего начали свою деятельность на новом месте?

— Была подготовлена программа технического перевооружения производства. Удалось закупить и смонтировать современный прокатный стан по изготовлению параболических рессор. В результате возросло качество наших изделий, снизились материалоемкость и трудозатраты. Если бы мы тогда этого не сделали, то на несколько шагов отставали бы от мировых производителей.

У нас разработан четкий поэтапный план по закупке нового оборудования — до 2020 года оно должно появиться на заводе. Если выполним то, что задумали, сможем выпускать продукцию даже для европейских стран. И она будет не хуже, чем у тамошних производителей. Думаю, все у нас получится.

Сегодня и в России, и в Евросоюзе очень жесткие требования к качеству рессорной продукции. Соответственно, под этот и другие критерии мы и подбираем оборудование. Оно должно быть универсальным, чтобы имелась возможность его быстрой переналадки под выпуск рессор иной конфигурации.

— Нынешние экономические реалии накладывают отпечаток на деятельность завода?

— Да, в это непростое время нелегко приходится и таким промышленным гигантам, как МАЗ. Рынки сбыта ужались, что отразилось на количестве заказов и загруженности. Поиск новых потребителей, освоение современного оборудования — вот основные задачи, которые ставлю перед собой и инженерно-техническими работниками рессорного завода.

— С другими рессорными заводами из бывшего СССР контакты налажены?

— Конечно, мы поддерживаем отношения, и это правильно — нас не так много. С некоторыми сотрудничаем еще с советских времен — например, с единственным в Украине заводом в Синельниково. А Чусовской металлургический завод, что в России, поставляет нам рессорную полосу. Ездим друг к другу, перенимаем опыт, хотя всех тонкостей не раскрываем. В производственных и коммерческих вопросах мы конкурируем.

На конвееры в Беларуси поступают только наши рессоры. А вот на вторичном рынке запчастей присутствуют рессоры других заводов — Белорецкого, Чусовского. Однако этот факт подстегивает нас активнее работать. В то же время наша продукция представлена в Российской Федерации через филиал «Торговый дом» ОАО «МАЗ». Здоровая конкуренция нужна — она заставляет думать над вопросами качества, себестои­мости, цены.

— Реально ли увеличить в будущем экспортные поставки?

— В первую очередь мы работаем на зарубежных рынках зап­частей — отправляем рессоры в Новосибирск, на Кременчугский автомобильный завод, готовимся к поставкам на Кировский завод Санкт-Петербурга. Образцы нашей продукции успешно прошли испытания, договоры с петербуржцами уже заключены.

Вторичный рынок запчастей очень важен для нас. Если мы его не наполним, это сделают другие: свято место пусто не бывает. Сегодня немногие могут купить новый автомобиль — стараются поддерживать в рабочем состоянии то, что имеют. Запчасти востребованы, и нам надо увеличивать поставки. Их продвижением активно занимаются и наш торговый дом, и дилеры.

— Валерий Викторович, как предпочитаете строить отношения с подчиненными?

— Стиль руководства у меня отнюдь не диктаторский. Исключение составляют вопросы охраны труда, качества продукции и трудовой дисциплины. Нарушителей долго держать не будем — все-таки работа у нас сложная и ответственная.

Ценю порядочность и честность, не терплю склочных людей, которые будоражат коллектив. Сразу же сказал подчиненным — если что-то гложет, приходите ко мне. Двери в кабинет всегда открыты — поговорим и все урегулируем. Ведь если человек думает не о работе, много ли пользы он принесет?

Коллектив у нас небольшой — 248 человек. Он профессионален, мобилен, выполняет все поставленные задачи. Благодарен людям за то, что в трудное время не опускают рук. Многому учусь у подчиненных и не считаю это зазорным.

— Интересно, сколько времени вы проводите на заводе?

— Обычно 11-12 часов в день. Приезжаю в шесть — начале седьмого утра. Обязательно обхожу территорию предприятия, проверяю, как отработала вторая смена (она завершается в 23:35). Если требуется, вношу определенные корректировки в производственный процесс с учетом того, как функционировал завод в предыдущие сутки. В 7:10 я должен быть на совещании на основной площадке МАЗа. Обычно освобождаюсь часам к шести вечера, но если есть нерешенные вопросы, задерживаюсь.

— Получается, что в будние дни семье можете уделить 3-4 часа вечером. Домочадцы не обижаются?

— Нет. У меня прекрасная семья. Скажу больше — если бы не ее поддержка, вряд ли я был бы директором завода. У нас с женой Ириной подрастают двое сыновей — 12-летний Виктор и полуторагодовалый Алексей. Ужинаем практически всегда вместе, выходные обычно тоже проводим в тесном семейном кругу.

Когда знаешь, что дома все хорошо, можно спокойно работать. В семье с пониманием относятся к тому, что иногда рабочими моментами приходится заниматься дома. Но руководитель и не может ставить себя в определенные временные рамки. Считаю, что в первую очередь он должен быть стрессоустойчив. От него во многом зависит микроклимат в коллективе.

Валерий Курсевич родился в 1979 году в Ивьевском районе Гродненской области. В ОАО «МАЗ» работает 15 лет. Прошел все ступеньки в трудовой деятельности — от инженера по качеству до директора рессорного завода, который возглавил 5 лет назад.