Коллективный портрет

Мы не боимся ошибаться

08-01-01-112   Холдинг «БелОМО» в следующем году отметит юбилей — 60 лет. О том, как выдержать проверку временем и остаться успешными, рассказывают его сотрудники

Хаос 1990-х подкосил многие предприятия. Одни не выдержали испытаний и сменили профиль, другие и вовсе ликвидировались. «БелОМО» считалось лидером в оптической отрасли СССР, особенно в области создания и производства изделий спецназначения. Чтобы сохранить предприятие и его высококлассных специалистов, на заводе открыли сразу четыре новых направления производства.

08-01-01-112Заместитель генерального директора по режиму, кадрам и идеологической работе Вячеслав Кузнецов:

— Если с производством на предприятии все относительно благополучно, то острым остается вопрос закрепляемости специа­листов рабочих профессий.

К сожалению, большинство выпускников школ нацелены на получение высшего образования. И выходит, что профессии, которые так нам необходимы, молодежь выбирает из-за невысокого среднего балла школьного аттестата или потому, что не удалось поступить в вуз.

Мы проводим для учеников 9-х и 11-х классов экскурсии по предприятию, организуем встречи с рабочими. Каждый год к нам трудоустраиваются от 50 до 100 выпускников средних специальных заведений, но остаются они ненадолго. Потому что первые три месяца после окончания учебы заняты прохождением медкомиссии в военкоматах. После этого парни уходят служить в армию, но возвращаются к нам единицы. А все потому, что они не успевают за столь короткое время полноценно влиться в коллектив, привыкнуть к производству и чему-то научиться, при­обрести друзей. Считаю, неплохо было бы дать молодым людям хотя бы год отсрочки от несения службы. За это время им удалось бы привыкнуть к особенностям работы, почувствовать гордость от самостоятельно заработанных денег, ощутить сопричастность к общему делу.

08-01-02-112Начальник отдела рекламы и выставочной деятельности Сергей Самусенко:

— У нас производство было преимущественно военным. После распада Союза мы старались придерживаться основной специализации — модернизировали военную технику и стрелковое оружие. Но в те годы этого оказалось недостаточно. Пришлось научиться не только выпускать, но и самостоятельно разрабатывать энергосберегающую продукцию (светильники, различные излучатели), узлы тормозных систем для большегрузных автомобилей, в том числе для «МАЗов» и «КамАЗов», а также газовые счетчики, электросушилки и соковыжималки. За счет их выпуска предприятие и смогло удержаться на плаву. Ведь в те годы военка значительно просела в общем объеме производства.

У нас растут контракты по основному направлению деятельности, поэтому в первую очередь внимание уделяем ему. Благодаря мозговому центру холдинга — НТЦ «ЛЭМТ» продукция предприятия стала высокоинтеллектуальной и заняла лидирующие мировые позиции по некоторым изделиям. Наша оптика применяется в космической промышленности.

Как удается хорошо работать? Есть целеустремленность, желание развиваться. Не упускаем деталей и не боимся где-то ошибиться, чтобы потом, получив в том числе отрицательный опыт, двигаться дальше.

08-01-03-112Начальник отдела маркетинга и продаж гражданской продукции и ТНП Виктор Денскевич:

— В газовых счетчиках прак­тически все комплектующие мы используем собственного производства. За исключением мембран (их привозят из Японии) и некоторых материалов из Германии.

С середины 1990-х выпустили и продали 4,5 миллиона счетчиков. Из них 3,7 миллиона за пределы Беларуси.

Подсчитаем: работа газосчетчика рассчитана на 20 лет работы. Первая проверка и диагностика через 8 лет после установки, через 18-20 лет — полная замена. Аппараты минской марки зарекомендовали себя как надежные и недорогие. Скорее всего, потребитель снова выберет знакомый и надежный бренд. К тому же газификация у соседей-россиян продлится еще долгие годы. Открываются рынки Казахстана и Узбекистана.

— Честно скажу, — продолжает Виктор Денскевич, — на российском рынке нам равных нет. Во-первых, мы выигрываем в счетчиках, которые перегоняют до 10 кубических метров газа в час (устанавливаются в индивидуальных домах и коттеджах). Во-вторых, в отличие от тех же западных аналогов наши приборы рассчитаны на колебания температур от -40 до +50 градусов (западноевропейские при -20 градусов начинают немного шалить). В-третьих, мы отливаем корпуса из цветного металла, что повышает герметичность и устойчивость к капризам природы. К нашей продукции россияне относятся очень серьезно: мониторят, проверяют, с завидной регулярностью ставят для проверки на стенды. Сама жизнь заставляет нас делать всё качественно. Иначе мы просто потеряем огромный рынок. А это сегодня 20-25 % в общем объеме производства.

Но и останавливаться на достигнутом не получается: конкуренты не дремлют. За несколько последних лет в той же России открылось 16 предприятий по выпуску аналогичной продукции. Западные компании также активно пытаются внедрить свои изделия на традиционные для белорусов рынки. Следует постоянно быть в курсе настроений и предпочтений потребителей. Очень удачно поймали момент и начали заблаговременно разрабатывать компактные электронные счетчики. В условиях, когда природный газ дорожает, установка индивидуальных приборов учета становится актуальной даже в квартирах. В такой ситуации заметно активизируется спрос и на внутреннем рынке, тем более что новые малогабаритные ультразвуковые счетчики успешно проходят испытания и будут запущены к концу года.

08-01-04-112Заместитель начальника отдела маркетинга и продаж гражданской продукции и ТНП Алексей Евстигнеев:

— Нам очень приятно, что часть нашей продукции вос­требована в быту. Тем, у кого есть сад и огород, нужно перерабатывать овощи и фрукты. Поэтому наша техника дачникам и сельским жителям просто необходима. Уже более 25 лет мы выпускаем достаточно мощные бытовые электросоковыжималки — до 50 литров сока в час. В хорошие годы реализовывали их по 100 000 штук, 80 % при этом шли на экспорт. До сих пор наша продукция занимает первые строчки рейтингов среди предпочтений российских потребителей. К сожалению, в последние годы замечаем постепенный спад продаж. Думаем, что связано это прежде всего с улучшением уровня жизни людей. В магазинах сейчас и зимой, и летом есть любые соки, свежие фрукты. Но натуральный и полезный продукт все равно можно получить только в домашних условиях, альтернативы ему пока не найдено.

Падение объемов производства соковыжималок надеемся компенсировать продажами нового товара. Это электросушилки для фруктов, овощей, трав, грибов, а также для изготовления пастилы. Мы ее разработали и запустили в производство в 2012 году. Особым спросом они пользуются в Санкт-Петербурге. В декабре там проходят ярмарочные дни «Новогодний подарок». И петербуржцы считают хорошим тоном дарить в это время близким и друзьям нашу продукцию.

С гордостью отмечу, что в этом году удалось увеличить реализацию электросушилок в три раза по сравнению с предыдущим годом.