Армия моя

Летать охота

15-01-01-114 В военном вузе — очередной выпуск летчиков

15-01-01-114В минувшую субботу поздравления от родных, близких и друзей принимали 15 выпускников авиационного факультета Военной академии Республики Беларусь. Всем выпускникам присвоена квалификация «военный летчик 3-го класса». В скором времени 12 новоиспеченных лейтенантов, а это 5 летчиков и 7 вертолетчиков, пополнят авиационные воинские части ВВС и войск ПВО. Два вертолетчика подготовлены для пограничной службы и один — для авиации МЧС.

В академии это уже 18-й выпуск офицеров-летчиков. По словам начальника авиационного факультета полковника Николая Буреня, средний балл сдачи государственных экзаменов по лётной подготовке в этом году составил 8,26. В подготовке курсантов традиционно задействуются Бобруйский, Могилевский, Витебский и Центральный аэроклубы ДОСААФ. Первокурсники осваивают планер Л-13. Затем уже по своим направлениям учатся летать на поршневом самолете Як-52 и учебно-тренировочном реактивном Л-39, вертолетах Ми-2, Ми-8, Ми-24.

Накануне значимого события нашему корреспонденту довелось побывать на авиационном факультете и познакомиться с выпускниками Военной академии.

— Родом я из Витебской области, — рассказал лейтенант Илья Яскулд. — Отец Анатолий Казимирович тоже военный, окончил в Харькове танковое училище. В 2000 году поступил на командно-штабной факультет Военной академии. Тогда-то наша семья и переехала в Минск. Службу отец закончил в Генеральном штабе Вооруженных Сил в звании полковника.

— Теперь понятно, почему ты решил связать свою жизнь с военной профессией.

15-01-02-114— Родители рассказывали, как в двухлетнем возрасте я примерял отцовскую фуражку. В военный вуз поступил с первого раза. Хотя было непросто выдержать вступительные испытания и отбор. На первом курсе осваивали планер, потом проходили обучение на вертолете Ми-2. Стажировался на пятом курсе в 50-й смешанной авиационной базе на вертолете Ми-8 МТ. Туда же направлюсь служить в качестве летчика-штурмана.

— Свой первый полет помнишь?

— На планере впервые поднялся в небо 14 июля 2012 года. Было здорово, словами не описать! В авиации есть традиция: после приземления товарищи подбегают к летательному аппарату, вытаскивают тебя из кабины и подкидывают вверх. Потом берут за ноги, а ты на руках обходишь вокруг планера и по ходу целуешь костыль (заднее колесо планера).

— Вертолет — довольно шумная техника…

— Ко всему привыкаешь. И сегодня шум двигателей для меня словно пение птиц. Хотя, когда в первый раз услышал звуки двигателя на прогреве, испытал шок. После стал использовать гарнитуру — она хорошо защищает от шума.

А вот лейтенант Павел Хилимончик в недалеком будущем будет пилотировать самолеты. К этим стальным птицам у него проснулась любовь в детские годы.

— Родился в Гродненской области в небольшой деревушке Задворье, — рассказывает выпускник. — Довольно часто доводилось видеть военные самолеты, которые с лидского аэродрома направлялись на полигон. Обычно летали на малых высотах. И это завораживало. Мне, тогда школьнику, очень захотелось самому подняться в небо. Увлекся изготовлением моделей самолетов. В моей коллекции их собралось более двух десятков. Были и старенькие Як-3, МиГ-3, Ла-5, и современные МиГ-29, Су-25… Когда поступал в Военную академию, в военкомате спросили: неужели рискнул идти на летчика? Я ответил — да. Мне пожелали удачи. В итоге поступил. И нисколько об этом не жалею. Напротив, жду не дождусь, когда прибуду в расположение 116-й штурмовой авиационной базы и продолжу осваивать учебно-тренировочный самолет Л-39. Но прежде, чем начнется служба, будет месяц отпуска. За пять лет учебы летал на трех аппаратах. Самый простой — планер, полет на нем бесшумный. Другое дело — Як-52. На нем уже ощущаешь тягу двигателя. К тому же скорость у него в два раза больше. И уж совсем другое дело — самолет Л-39. Поднимается он гораздо выше, да и летит намного быстрее. Там, на высоте, всегда видишь солнце… А снизу, где облака, небо напоминает безграничный белый океан.

Средний общий налет выпускников 2016 года составляет 204 часа у летчиков и 235 — у вертолетчиков.