Транспорт

Три пишем, четвертая в уме

01-16-01-116  Почему очередность сооружения участков подземки может измениться, и нужно ли называть станции за 20 лет до их строительства

01-16-01-116Обнародованы новые названия проектируемых и перспективных станций метро, утвержденные Мингорисполкомом. Среди них, как ни странно, есть несколько станций 4-й линии, которые в ближайшие лет 30 могут вообще не появиться. Например, «Олимпийская» на проспекте Победителей, «Чижовка» на пересечении улиц Ташкентской и Голодеда, «Озерная» и «Шейпичи» на пересечении проспекта Рокоссовского с улицами Малинина и Плеханова, «Серебрянка» на пересечении улиц Кошевого, Ванеева и проспекта Рокоссовского.

Линии идем искать

В соответствии с комплексной транспортной схемой в составе откорректированного генплана Минска участки подземки с этими станциями не предусмотрены. Читатели интересуются: чему все-таки верить — новому документу или старой схеме перспективных линий метро, в соответствии с которой утверждались названия станций?

— Изначально планировалось, что 4-я линия пройдет по полукольцу в северной части города и далее на юго-восток, в Чижовку, — рассказывает директор ОАО «Минскметропроект» Валерий Чеканов. — Но по новым планам развития транс­пор­та 4-я линия превратилась в кольцевую. Специалисты УП «Минск­гра­до» посчитали пассажиропотоки на перспективу по специальной методике и пришли к выводу: более востребованной очередная линия метро будет именно в таком варианте.

Проектировщики отмечают, что она пройдет фактически под вторым транспортным кольцом столицы. О сроках ее строительства, конечно, сегодня можно говорить весьма условно: в лучшем случае это будут 2030-2040-е годы. Однако под эти далекие планы кое-что нужно менять уже в сегодняшних проектах.

— Мы внесли изменения в проект станции «Аэродромная», поскольку она в перспективе станет пересадочной, образовав узел со станцией «Минск-Мир» 4-й линии, — поясняет Валерий Чеканов. — Поэтому сразу закладываем соответствующие элементы, как это было когда-то с «Фрунзенской». Кроме того, «Аэродромная» расположится на 200 м ближе к одноименной улице.

01-16-03-116Как ни назови

Насколько важны для проектировщиков названия станций? Нужно ли придумывать им имена задолго до строительства? Вот что ответил на эти вопросы руководитель ОАО «Минскметропроект»:

— Под названия, утвержденные Мингорисполкомом, мы разрабатываем архитектурный, затем строительный проект: выполняем чертежи, по которым заказывают материалы и возводят станцию. Но интерьеры нет смысла разрабатывать за много лет до начала сооружения станций. Проекты должны быть готовы с таким расчетом, чтобы строители не простаивали без дела, а могли сразу браться за работу. Ведь все может измениться: и название, и конструкция. Например, из-за сноса одного дома, который затянулся на очень длительный срок, пришлось менять конструкцию станции «Михалово», делать ее более компактной. А названия этих объектов вообще могут заменить всего за несколько лет до начала строительства.

В очередь!

Очередность строительства участков подземки — не константа. Лет через 10 или в более отдаленной перспективе пассажиропотоки в разных частях города могут стать совсем иными по сравнению с нынешним днем.

— Вполне возможно, что создание третьего участка 3-й линии — от площади Бангалор в Зеленый Луг — отложат, а начнут прежде прокладывать часть подземного кольца, — предполагает Валерий Чеканов. — Когда сделаем технико-экономическое обоснование, станет ясно, сколько денег понадобится для строительства. Тогда определим и очередность. По пути в Зеленый Луг ожидается большой снос, на что уйдет много средств. А вот большого количества пассажиров вдоль этой ветки пока не намечается. Когда придет время, сопоставим предполагаемые пассажиропотоки подземной трассы в северном направлении и на разных участках будущей кольцевой линии. И, возможно, сначала построим отрезок кольца.

Между 2-й и 3-й линиями метро предусмотрена соединительная ветка протяженностью примерно 1 км, которая позволит составам выезжать с перегона между станциями «Молодежная» и «Фрунзенская» в направлении «Площади Франтишка Богушевича». По ней поезда смогут переезжать с 3-й линии на 2-ю, чтобы попасть в электродепо. Ведь на 3-й линии депо не появится до сдачи в эксплуатацию 2-го пускового комплекса.

01-16-02-116День сегодняшний

Только о первом и втором участках 3-й линии можно сказать однозначно: очередность их сооружения останется неизменной.

Напомню: первый участок разбит на два пусковых комплекса. Сооружение 1-го пускового — от станции «Ковальская Слобода» до «Юбилейной» — ведется сейчас.

— На каком этапе подготовка строительства 2-го пускового комп­лекса?

— Разработан большой объем проектной документации на станции «Слуцкий Гостинец» и «Неморшанский Сад», перегонный тоннель между ними, притоннельные сооружения, на ветку в электродепо, — делится подробностями Валерий Владимирович. — Строи­те­ли могут уже вести инженерную подготовку. Наш субподрядчик «Минскинжпроект» в декабре должен выдать в полном объеме документацию по инженерной подготовке участка от улицы Корженевского до улицы Жуковского. Скорее всего, с января 2017 года полным ходом начнется подготовка к строительству. 2-й пусковой комплекс должны сдать через два года после 1-го.

Что касается второго участка 3-й линии — от улицы Мельникайте до площади Бангалор, то начать разработку документации в нынешнем году, как планировалось ранее, не удалось из-за проблем с финансированием. Но в ­2017-м это уже нужно делать, потому что подготовка технико-эко­но­ми­чес­ко­го обоснования, экспертиза и утверждение документации, разработка архитектурного проекта с экспертизой займут года три. К тому времени, как полностью построят первый участок 3-й линии — от станции «Слуцкий Гости­нец» до «Юбилейной», должна быть готова проектная документация для строителей, чтобы они могли приступать к работе над вторым участком сразу по завершении первого.

Экономия должна быть

— Приходилось ли искать решения по удешевлению строительства первого участка 3-й линии?

— Такая задача стоит перед нами постоянно. Одно из предложений, которое позволит несколько удешевить процесс на данном этапе, — сделать однотипными и компактными притоннельные сооружения между станциями. Ждем экспертизы и согласования документов по этому поводу.

В процессе работы над проектом станции «Вокзальная» было решено ее приподнять. Изначально она планировалась глубокой, поскольку тоннели 3-й линии должны были пройти под тоннелями 1-й. Чтобы снизить стоимость работ и повысить безопасность эксплуатации Московской ветки, мы решили в этом месте поднять 3-ю линию над 1-й. В результате «Вокзальная» стала мелкой и получился наземный вестибюль вмес­то двух подземных. Это дало существенную экономию.

— А оформление? Станции нашего метро, конечно, красивы и не похожи одна на другую. Но, может, средства можно экономить за счет оформления? Тем более что фотографировать красоты подземки все равно не разрешают. Кстати, во многих странах Европы метро выполняет чисто утилитарную функцию.

— Оформление станций — это максимум 10-12 % стоимости всего строительства. Учитывая, что у нас метро — самый популярный и востребованный вид транспорта, думаю, есть смысл делать его не только удобным, но и красивым. Насчет фотографирования… Мне этот запрет тоже кажется странным. Хотя, будучи в командировке в Праге, я тоже столкнулся с запретом на съемку в подземке.

Конструкции станций первого участка 3-й линии различаются. Например, станции «Площадь Франтишка Богушевича» и «Неморшанский Сад» — с одним вестибюлем (как «Михалово»), а в центре в разные стороны расходятся эскалаторы. Движущимися лестницами будут оборудованы также «Вокзальная», «Юбилейная», «Аэродромная». А вот на станциях «Ковальская Слобода» и «Слуцкий Гостинец» их не будет.