Экология

Нужное направление

06-01-01-116Об итогах Европейской недели мобильности и необходимости совершенствования транспортной системы разговор с председателем Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергеем Масляком

06-01-01-116— Сергей Михайлович, в прошлом месяце столица впервые официально присоединилась к масштабному «зеленому» проекту — Европейской неделе мобильности (ЕНМ). Чем обусловлена такая инициатива?

— Европейская неделя мобильности проходит каждый год с 16 по 22 сентября. Ее цель — популяризация экологичной модели транспортной системы, приглашение автовладельцев к использованию альтернативных способов передвижения. Все, что делается в эту неделю, должно напомнить о негативном влиянии машин на окружающую среду и подтолкнуть людей к выбору иных средств перемещения по городу. Техника не только загрязняет атмосферу, но и забирает у нас общественные пространства: улицы, дворы, а также зеленые зоны. Именно поэтому среди прочих задач ЕНМ и акции «День без автомобиля», которая проходит 22 сентября, — способствовать развитию общественного транспорта. Жители городов стараются оставлять 22 сентября личные авто и мотоциклы на стоянках, в гаражах. Возможно, это не слишком удобно, зато у многих людей появляется возможность насладиться тишиной, чистым воздухом, прогулкой по улицам, ставшим более безопасными без машин.

— Чем запомнился нынешний проект?

— Было организовано немало мероприятий: пресс-конференций, круглых столов, семинаров, встреч, экологических акций, велопробегов… В Минске, в частности, провели эксперимент по измерению концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Для исследования выбрали улицу Ленина. Измерения проводились

21 и 22 сентября в нескольких местах: между домами № 7 и № 9, а также возле дома № 17 в один и тот же промежуток времени. Результаты эксперимента говорят сами за себя. 22 сентября, когда улицу Ленина перекрыли для движения транспорта, концентрации загрязняющих веществ были ниже (по оксиду углерода более чем в 2 раза!) по сравнению с тем временем, когда там могли ездить машины. Что касается акции «День без автомобиля» в целом, то сокращение выбросов по Минску составило около 170 тонн. Для сравнения: в 2015-м — 100 тонн.

— Многим пришелся по душе праздник, организованный 22 сентября в центре города и посвященный Дню без автомобиля…

— По нашим подсчетам, в нем приняли участие более 2 500 человек. На перекрытом участке улицы Ленина в этот день организовали развлекательную программу для детей, концерт, шоу велокаскадеров и роллеров, площадку для воркаута. Общественные объединения экологической направленности провели различные презентации, конкурсы, тематические выставки. Завершился праздник масштабным велопробегом светящейся двухколесной техники. В заезде участвовали более 200 человек.

— И все это ради того, чтобы люди сделали выбор в пользу более экологичных видов передвижения?

— Проблема загруженности нашего города автомобилями довольно болезненна. И не только для окружающей среды, страдающей от загрязняющих веществ, но и для человека. Идея построе­ния экологичной модели транспортной системы весьма актуальна. И мы будем двигаться в этом направлении.

В нынешнем году в Европейской неделе мобильности участвовала 51 страна, к акции присоединились 2 419 городов. Беларусь тоже не осталась в стороне. В нашей республике к акции примкнули 19 городов, в том числе Минск. В 2015 году белорусских участников было всего 3.