Арт-среда

Уличный интерес

09-01-01-118   Где в Минске учат выступать на улице и кто делает праздники для прохожих? Владимир Галак рассказал про искусство, которое оживляет город и раскрепощает его жителей

09-01-02-118Кто: Владимир Галак, 29 лет. Родился в поселке Холопеничи (Минская область, Крупский район). В 2008 году окончил филологический факультет БГУ. С 2009 по 2010 год работал переводчиком-маркетологом на Минском заводе строительных материалов. С 2010 по 2013 год — методист аспирантуры Белорусской государственной академии искусств.

С 2014 года работает в Национальном центре современных искусств (как художественный руководитель с 2015 года). Актер театра взаимодействия «Мусташ». Арт-директор Минского форума уличных театров. Магистр искусствоведения.

Что: организация Минского форума уличных театров.

Зачем: оживлять город и развивать в Беларуси уличное искусство.

Вот уже четыре года в столице проходит Минский форум уличных театров — первый и пока единственный фестиваль подобного профиля в стране, который собрал вместе всех уличных артистов, вывел на площадь Свободы профессиональный цирк и драматический театр.

— Когда я думаю, зачем и как это все получилось, восстанавливаю случайную цепочку событий, которые привели к возникновению форума, — рассказывает его арт-директор Владимир Галак. — В 2011 году в Минск на «Тот самый фес­тиваль» приехал словенский театр Kud Ljud с уличным перформансом Invasion, который вызвал у меня потрясающие эмоции. Вместе с моими друзьями, с которыми мы впоследствии создали театр взаимодействия «Мусташ», я посетил мастер-классы словенцев — удивительное ощущение свободы и организованного, но все же художественного дурачества. Мы были так поражены тем, что Kud Ljud делает на улице, что подружились с его актерами и продолжили брать у них уроки через Интернет — они присылали нам видео, мы отправляли им в ответ домашние задания. Потом директор и режиссер при­ехали на две недели в Минск, чтобы сделать совместный перформанс. Летом 2012 года взяли нас на фес­тиваль в Словению. Захотелось сделать что-то подобное в Минске.

Осенью 2012 года приехала Марина Акишина — один из организаторов Международного благо­творительного фестиваля уличных театров города в Ярославле. Марина поделилась с заинтересованными коллективами своими грандиозными идеями о создании Каравана фестивалей уличных театров в странах СНГ. На обсуждении все ограничилось, но она заронила какое-то зерно, которое выросло в решение организовать свой фестиваль в Минске. Впервые он состоялся на улице Карла Маркса в сентябре 2013 года.

09-01-03-118— В мае прошел уже четвертый форум. Возможно, многие забыли бы о нем до следующей весны, если бы в Верхнем городе до конца сентября каждую неделю не проходили бесплатные мастер-классы для всех желающих.

— Необходимость создать школу уличного театра зрела в уличном сообществе очень давно. Это хорошая возможность для наших участников делиться знаниями, приобретать нового зрителя, презентовать свое искусство и набирать заинтересованных людей в студии. Верхний город — наша традиционная площадка, решили проводить там бесплатные мастер-классы для всех желающих. В основном по дисциплинам, касающимся уличного театра — движение на ходулях, клоунада, контактная импровизация, уличная пластика, раскрепощение, дикция. У нас появилась публика, которая посещала все мастер-классы. Людям это интересно, им хочется попробовать что-то новое, яркое, необычное. А мы ищем новых единомышленников и продолжаем образовательно-культурную программу Минского форума уличных театров. Воспитываем зрителя, чтобы он не боялся, спокойно воспринимал то, что происходит на улице. Я вижу, что по сравнению с первыми форумами публика уже по-другому реагирует на наши спектакли, но еще есть поле для работы.

09-01-04-118— И она продолжается в школе уличного театра на протяжении года?

Читайте также:  Тонкая материя

— Да, в Национальном центре современных искусств, который выступает организатором форума, сейчас открываются сразу три студии — контактной импровизации театра танца «Альтана», мас­тер-классы которого были очень популярны летом, школы экспериментального театра Eye и уже завершен набор в комплексную школу уличного театра. Основные дисциплины буду вести я — мастерство уличного актера, основы мастерства драматического актера, клоунада. Также буду приглашать преподавателей — Дмитрия Мастяницу с мастер-классами по пластике и изготовлению реквизита из подручных средств, Виктор Коровай проведет занятия по сценическому движению, сценическому бою, Анна Корзик продолжит обучать контактной импровизации. Курс рассчитан до апреля. Его конечная цель — подготовка постановки вместе с участниками, которую мы покажем на V Минском форуме уличных театров. Возможно, и на других фестивалях в Беларуси.

Люди совершенно разного возраста активно интересуются всеми направлениями. Как правило, в обычных городских условиях мы не можем себе позволить вскрикнуть, похохотать, покричать, прилечь на асфальт. Во время уличного фестиваля это только приветствуется. Людям нравится возможность выйти за привычные рамки и похулиганить.

— Нет опасений, что в таком случае у фестиваля сложится имидж лишь масштабного городского развлечения?

— Мы с этого начинали, и я отдаю себе отчет, что пока наш фестиваль действительно развлечение. Мы ищем свой формат, зрителя и исследуем возможности. Чтобы это стало чем-то большим, нужно время и финансовые ресурсы. Мы еще идем от простого к сложному. Считаю, что хорошее развлечение тоже не так уж плохо. Наша конечная цель заключается в том, чтобы этот фестиваль стал фестивалем искусства. Уличного театра как его вида прежде всего.

— Какие критерии это определяют?

— Если мы берем обычную пуб­лику, тут все на уровне «зацепило-не зацепило». Нужно, чтобы прохожему захотелось остановиться и досмотреть чью-то работу до конца. Если говорить терминами профессионалов, то должна быть эстетическая завершенность. Соответственно, если мы говорим об уличном спектакле, то его стараются вписать в контекст предлагаемой среды. При отборе обращаю особое внимание на степень общения с пуб­ликой в постановках. Это важный момент, который отличает уличного артиста от артиста драматического. «Уличник» не может делать вид, что зрителя нет, он должен взаимодействовать и импровизировать, что тоже определяет уровень его мастерства. Если спектакль костюмированный, с яркими эффектами, смот­рю на то, насколько органично они вписываются в общую канву постановки. И это не должно быть просто зрелищем — важна мысль.

Надеюсь, мы все-таки станем предметом искусства. Какие-то выводы можно делать еще лет через пять. Пока создаем необходимую инфраструктуру для подготовки уличных артистов и их выступлений.

— Все это делается фактически на энтузиазме, но из года в год только набирает силу. Как думаешь, почему?

— Мне нравится наше сообщество артистов. Это близкие мне по духу люди абсолютно разных профессий, в которых я узнаю себя. Есть в них какая-то творческая жилка, интересное видение мира. Они все простые, открытые, коммуникабельные, иногда с чудинкой. Я получаю от уличного искусства невероятный адреналин! От живого контакта, который происходит между артистами и зрителями. Фестиваль дает много эмоций всем. Это карнавал, атмосфера праздника, радости, тотального подъема. Фестиваль же бесплатный. Мы никого ничем не обязываем. Люди все равно приходят — и дети, и взрослые. Несколько тысяч людей за выходные. Я вижу, что это действительно нужно, поэтому хочется делать еще что-то большее.