Социум

Под светом «Софита»

11-01-01-118Люди с инвалидностью могут успешно выступать на сцене — это доказал совместный белорусско-шведский проект

11-01-01-118Настя Семеняко с детства мечтала стать Золушкой, хотя бы на время. И представляла себя то героиней одно­именного фильма, то главным действующим лицом в спектакле. Ее мама Наталья лишь вздыхала. Как объяснить дочери, что Золушка в представлении обывателя — красавица-тростинка без намека на инвалидность?

Похожую задачку задал своей маме Оксане Лемешко музыкально одаренный сын Сергей. Малыш так задорно и точно отбивал ритм, что его, невзирая на диагноз, приняли в музыкальную студию. Он научился играть на балалайке, дальше были ксилофон, барабаны и духовые инструменты. Мог бы радовать мастерством многих слушателей, но его аудитория ограничивалась близкими людьми.

Кто ищет, тот всегда найдет, гласит народная мудрость. Настя Семеняко, Сергей Лемешко, а с ними и другие ребята с инвалидностью приняли участие в совместном белорусско-шведском проекте «Софит». В течение года, начиная с октября 2015-го, специалисты инклюзивного образования, творческие личности и волонтеры помогали им раскрывать свой потенциал. Мастер-классы, курсы по инклюзивной работе — объединенная команда шведской организации ShareMusic & Performing Arts и белорусского ОО «БелАПДИиМИ» проводила всевозможные мероприятия, позволяющие привлечь внимание к талантам особых людей.

— Отношение окружающих к людям с инвалидностью — лакмусовая бумажка, показывающая зрелость общества. Мы заметили: большинство людей, к сожалению, считают, что полностью использовать потенциал людей с ограниченными возможностями в творчестве нереально. Наш проект направлен на то, чтобы переубедить их, — рассказала директор ShareMusic & Performing Arts София Александерссон. — Шведский опыт нашей организации в сфере культуры и искусства показал, что люди с различными возможностями, объединенные общими интересами, могут вместе успешно заниматься творчеством.

Анастасия Пигулевская, координатор проекта «Софит» от Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам заметила, что искусство позволяет постепенно переходить от медицинской модели инвалидности, традиционно принятой в нашем обществе, к социальной, когда люди с особыми потребностями, раскрывая потенциал, становятся не просто получателями помощи, но и ведут активный образ жизни.

Читайте также:  В удаленном доступе

Идею с интересом подхватили и в Институте инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка: с первого сентября его студенты посещают факультатив «Музыкально-сценическое творчество как средство достижения социальной инклюзии». Его программу преподаватели БГПУ разработали совместно с ShareMusic & Performing Arts (Швеция).

— В творчестве нет границ. В рамках проекта родители выступали вместе со своими детьми, — сообщила Наталья Семеняко. — Это увлекло и нас, и ребят: они каждое утро просыпались и сразу же спрашивали, когда следующая репетиция на сцене. Итогом стала театральная постановка «По щучьему велению», в которой с удовольствием играют дети.

Произошли изменения и в жизни Сережи Лемешко. Его мама, а вместе с ней и другие родители, воспитывающие музыкально одаренных детей с особенностями развития, заинтересовались примером соседей-литовцев и создали ансамбль. Сегодня молодые музыканты успешно выступают в Минске, Бресте и других белорусских городах.

— Не перестаю удивляться, насколько сильна лечебная сила музыки, — говорит Оксана Лемешко. — Гармония звуков меняет мировоззрение и развивает интеллект. Кроме того, благодаря «Софиту» мы, взрослые, научились разрабатывать маркетинговые проекты. Надеюсь, полученные знания позволят в будущем воплотить в жизнь новую творческую идею.

Сегодня молодые музыканты успешно выступают в Минске, Бресте и других белорусских городах.