Календарь

«»
Октябрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Популярное в номере

Невозможного Net

Как быстро школа-новостройка превращается в гимназию, почему становится лучшим учебным заведением района и чем интересен проект «Электронная школа», рассказывают педагоги гимназии № 21

11-01-02-120Александр Казакевич, директор:

— В гимназии работаю со дня ее открытия в 1993-м. Приняв на стадии строительства, прошел с ней все ступени развития — от школы-новостройки до лучшего учебного заведения Заводского района. При этом мы не стремились целенаправленно стать лучшими, просто работали так, чтобы было комфортно детям.

Что такое школа-новостройка? Это 1 800 учащихся, которых отправили сюда из окрестных учебных заведений. Было много трудных детей, много классов — по 7-8 в параллели. Но постепенно формировался коллектив, объединяя детей и родителей, и вместе мы создавали уютную добрую школу, в которой хотелось бы учиться.

У гимназии четыре направления: физико-математическое, лингвистическое, математика плюс английский и химико-биологическое. К сожалению, престижность точных наук в наше время падает, и мы не смогли набрать физико-математический класс, хотя все предыдущие годы он формировался в первую очередь. Поэтому в нынешнем учебном году будем активно вести проф­ори­ента­цион­ную работу.

Заводской район иногда называют сложным. Но я в других не работал. Учился здесь в школе и сюда же вернулся после института. В гостях, конечно, бывал, но лучшим для меня всегда был и остается Заводской. Я никогда не скажу, что учителя или дети тут хуже, чем в какой-то другой части Минска. Отличаемся, может быть, тем, что спортом занимаются около 80 процентов наших учащихся. Буквально каждый день подписываю ходатайства от спортивных школ: «Просим отпустить для участия в соревнованиях…» Определенную роль сыграло открытие «Чижовка-Арены». У ребят появилась возможность смотреть соревнования высочайшего уровня, а это привлекает их к занятиям спортом.

Первых учеников средняя школа № 214 приняла в 1993 году. В ­1996-м стала школой с углубленным изучением английского, а в ­2000-м получила статус гимназии.

11-01-03-120Ирина Зонова, учитель английского языка, руководитель гимназического научного общества «ГНОМ»:

— Появление в гимназии англо-математического направления показывает, что иностранный язык нынче рассматривается в двух ипостасях: как цель или как средство. В филологическом классе это цель — дети настоены на изучение иностранной филологии в БГУ или поступление в лингвистический университет. А для математиков — средство, потому что в вузах сегодня есть специальные группы для студентов, знающих анг­лийский на высоком уровне, где все предметы ведут на нем. Также известно, что работа, к примеру, программистов требует постоянного обновления знаний, а новинки в этой области пуб­ли­куют­ся, как правило, на анг­лий­ском. Он же является рабочим языком многих науч­ных конференций. За примерами далеко ходить не надо. Ученицы нашей гимназии становились победителями международных экологических олимпиад, которые проходили в Турции и Грузии. Свои работы девочки писали и защищали на английском.

Кроме преподавания английского языка я курирую научную деятельность учащихся. Заниматься в гимназическом научном обществе «ГНОМ» ребята начинают с 9-го класса. Это оптимальный возраст учеников, чтобы заинтересовать их исследовательской деятельностью.

В первую очередь ребенку должно быть интересно: предмет, область знаний, определенная тема. Затем его нужно обучить методам научной деятельности: как определить цель, задачи, объект и предмет исследований, методы, которыми будет пользоваться, как составить план и пошагово проводить работу. Как сформулировать вывод, правильно изложить результаты. И здесь многое в руках учителя, который должен помочь ребенку определиться.

11-01-04-120Татьяна Пяткевич, учитель географии:

— Если раньше при поступлении на факультет международных отношений на многие экономические специальности география была профильным предметом, то сегодня это сохранилось только в БГУ на геофаке, и то не на всех специальностях, что удивительно. К примеру, те, кто мечтает стать геологом, сдают… физику. Конечно, это сказывается на престижности предмета. У меня есть ученица Лиза Бержакова, отличница, которая будет участвовать в олимпиадах по химии и географии. И она говорит: химия мне нужна для жизни, а гео­гра­фия — для души. Хотя, на мой взгляд, знание этого предмета важно в любой сфере деятельности, оно помогает видеть ситуацию в комплексе. Поэтому стараюсь увлечь старшеклассников экономической географией, показать практическую направленность. А для младших классов интереснее, конечно, физическая география.

11-01-05-120Ирина Вайнер, заместитель директора по учебно-методической работе:

— С 2013 года гимназия участвует в республиканском эксперименте по информатизации «Элект­ронная школа». Этот проект у нас реализуется в 3-8-х классах, и по некоторым направлениям мы уже перешли от стадии эксперимента к этапу внед­ре­ния. Так, в гимназии внед­ряем электронные журнал и дневник. За время эксперимента многие родители и дети поняли, что такой вариант гораздо удобнее бумажного. Теперь, как только учитель заполнил электронный журнал, родители могут увидеть, что проходят на уроке, дети, ознакомиться с отметками, заданиями — все прозрачно.

Еще одно направление проекта — карта учащегося, которая служит электронным пропуском в гимназию и одновременно используется как проездной документ в общественном транспорте. Сегодня мы не выдаем учащимся бумажные справки. Поначалу были недоразумения с контролерами, но теперь проб­лем почти не возникает. Кроме того, карта применяется как платежное средство — родители кладут определенную сумму на счет, а ребенок рассчитывается в школьном буфете. Также по карте обслуживают в школьной библиотеке, без бумажных формуляров.

Родитель может написать сообщение учителю, попросить прокомментировать оценку и получить ответ. Причем этой переписки никто другой не видит. Раньше подобное общение было затруднено — рабочее время родителей и педагогов совпадает.

11-01-06-120Татьяна Пашкевич, учитель русского языка:

— В гимназии я уже десятый год. Раньше работала в обычной школе и разницу между учебными заведениями явственно ощущаю. У гимназии выше потенциал. Сюда приходят высокомотивированные дети. Поступая в 5-й класс, ребята участвуют в конкурсе, проходят отбор. Они нацелены на учебу. И, естественно, это дает более высокие результаты.

К сожалению, мне катастрофически не хватает часов, отведенных программой на русскую литературу. Нет времени для той душевной беседы, которая должна быть на таких уроках, возможности зачитать вслух какие-то интересные сцены из произведения, разыграть их. Тем более что к любому произведению любого периода детей надо готовить. Возьмите хотя бы «Горе от ума» Грибоедова. Не зная истории тех времен, читать эту пьесу затруднительно. Мне кажется, нынешняя программа урезана до невозможности, из нее исчезло много произведений советского периода. Правда, не могу не отметить, что сегодня мы изучаем творчество Ахматовой, Цветаевой, Пастернака, Булгакова, которых раньше в программе не было. Большая беда нашего времени — люди стали мало читать. Но радует то, что в гимназии есть дети, которые любят книгу, умеют рассуждать о прочитанном. Когда начинается изучение серьезной литературы, примерно с 8-го класса, эти навыки необходимы, и я стараюсь развивать их уже у пятиклассников.

18.10.2016 ,