Социум

Кто кого чубит

08-01-01-120Новый фильм Мастерской социального кино посвящен теме домашнего насилия. Своими мыслями об отношении общества к этой проблеме поделился продюсер творческой группы Константин Воробей

08-01-01-120— Основная мысль ко­рот­ко­мет­раж­но­го фильма «Половина меня» — показать людям, подвергающимся домашнему насилию, что любое унижение одного человека другим нельзя считать нормальным явлением. Мы помогаем жерт­ве осознать, что ее притесняют и угнетают. А с этим, поверьте, у белорусских женщин большие проб­ле­мы. Когда разговор касается других тем, мы можем четко высказать свою позицию: хорошо это или плохо. В случае с домашним насилием однозначное отношение общества к проблеме, к сожалению, до сих пор не сформировано.

«Бьет — значит любит», «Сама виновата» — именно так оправдывают агрессоров многие жертвы. На Западе представительницы слабого пола также сталкиваются с физическим и моральным давлением со стороны партнера, но там о подобных явлениях не молчат. И это ключевое различие. Наше общество пока только учится публичности.

— Домашнее насилие многогранно. Оно может быть психологическим, финансовым, физическим… О каком из них идет речь в вашем фильме?

— Действительно, зло многолико. Но в «Половине меня» мы решили сделать акцент на моральном и физическом унижении. Домашняя тирания не зависит от социального статуса и финансового положения семьи. В фильме мы показали распространенные стереотипы, шаблонное отношение к жертве.

Полностью раскрывать сюжет не буду, хочу сохранить интригу для зрителя. Расскажу только, что главная героиня переживает внутренний конфликт: по долгу службы она адвокат насильника в суде, в личной жизни сама жертва агрессора. Через ее эмоции и переживания мы показываем еще одну сторону проблемы — как у пострадавших возникает стокгольмский синдром (принятие и оправдание действий собственного мучителя). Замечу, что во время обсуждения этой темы мы столкнулись с любопытной реакцией зрителей. Некоторые из них считают, что наше кино разрушает институт семьи, что данное негативное явление не следует демонстрировать большой аудитории. В таком случае сразу же хочется задать встречный вопрос: а нужна ли нам семья любой ценой? Очевидно, что дети, ради которых, как правило, сохраняют ячейку общества, привыкают находиться в сложной атмосфере насилия. Они впитывают поведение родителей и в конце концов перенимают и копируют заданные взрослыми образцы отношений. Порочный круг замыкается.

Историю, рассказанную в фильме, нельзя назвать абсолютно реальной. Хотя кто знает? Мы использовали в «Половине меня» портреты, черты, жизненные истории людей, звонивших на анонимную горячую линию организации «Гендерные перспективы». При этом постарались уйти от подсказок и рекомендаций. Шаг, который предпримет жертва, осознав свое положение, будет ее собственным решением.

— Расскажите, кто участвовал в съемках фильма и где его можно посмотреть?

— Мастерскую социального кино представили режиссер Андрей Полупанов, сценарист Виктория Апекунова и оператор Александр Алейников. В главных ролях задействованы профессиональные актеры — Алиса Овчинник, Анна Полупанова и Сергей Здоронков. Прекрасно справился с поставленной задачей семилетний Ваня Климович. Увидеть «Половину меня» пока можно только на закрытых показах. В ближайших планах — демонстрация фильма на различных конкурсах. По мнению зрителей Первого международного фестиваля короткометражного кино Kinosmena, который проходил в конце сентября в Минске, «Половина меня» вошла в тройку сильнейших картин.

Фильм производства Мастерской социального кино «Половина меня» снят при поддержке МОО «Гендерные перспективы» и «Каритас Линц» (Австрия) за счет средств Европейского союза и Австрийского агентства по развитию.