Минчанин года

Над древним городом – мелодия

06-01-01-123 Давайте спросим себя по-честному, что мы знаем о государственном учреждении «Минскконцерт»?

06-01-01-123Да, название такой организации видим на афишах, иногда замечаем вывеску перед входом в далеко не роскошное помещение офиса, припоминаем, что вроде этот самый «Минскконцерт» курирует фестиваль самодеятельности «Сузорье». Или нет? Или праздники города? Или чьи-то Дни культуры? Точно сказать не можем. И вдруг «Минчанином года» объявлен директор этой незаметной для многих организации Андрей Микуцевич. За что и почему?

— Без сомнения, за организацию мероприятий, которые с весны до осени проходят в Верхнем городе, — говорит Андрей Чеславович. — Я, конечно, рад такому высокому званию, но должен сразу заявить, что это награда не только всего нашего коллектива, но и очень многих людей. Потому что к праздникам в Верхнем городе мы шли много лет, сплетая из разрозненных, порой случайных придумок, неясных пожеланий, примеров других городов единый сценарий, выстраивая его, обогащая красками, вкрапляя изюминки, шлифуя. К примеру, давно на городских праздниках выступают рыцарские клубы. Но историк Игорь Сергеевич Усенко, реконструктор событий прошлого, стал систематически публично давать уроки истории в Верхнем городе, и это вызвало неподдельный интерес горожан. Потому что вот она, история, рядом, на этих улицах, вот она, и Свислочь, и историческая Немига, пусть и под землей. Рядом музеи, костюмированные инсценировки с участием тех же рыцарей. Все складывалось по частицам. Вслед за историческими инсталляциями появились у ратуши уличные музыканты. Потом музыкальная классика в концертном зале. Организовали фестивали уличных театров. Имел успех фестиваль детских духовых оркестров «Фанфары Верхнего города». Состоялись и шествие, и парад. Целый день посвятили духовой музыке. Было и хоровое искусство. Этим летом огромный интерес вызвали Дни национальных диаспор. А ведь идея их была предложена главой города Андреем Викторовичем Шорцем, он и переговоры с руководителями диа­спор вел. Я говорю это не в угоду начальству, а во имя справедливости, подтверждая, что эти праздники души создавались коллективно. И Игорь Васильевич Карпенко, историк по образованию, на деле великий режиссер. Его знания, интуиция, поддержка, замечания для нас крайне важны…

Субботние вечера джаза в июле сменили концерты «Классика у ратуши» с выступлениями именитых пианистов, детей— музыкантов, известных оркестров. Их посетили около 60 тысяч минчан, каждый концерт собирал не менее 7-8 тысяч слушателей. Особенно было многолюдно, когда дирижировал маэстро Александр Анисимов и исполняли саундтреки к голливудским фильмам.

06-01-02-123Выходные дни в Верхнем городе стали популярными не только у минчан. Каждый понедельник редакция газеты получает благодарные SMS от гостей Минска. Восхищаются всем: классической музыкой и выступлениями уличных театров, национальными блюдами и обыкновенным мороженым, но главное — атмосферой гостеприимства и доброжелательности. А сами артисты! Однажды в одной музыкальной школе я застала бурю всеобщего восторга: учащимся предстояло выступление в концертном зале «Верхний город», и по накалу эмоций это соответствовало приглашению по крайней мере на «Славянский базар».

— Мне настолько приятно, — говорит Андрей Чеславович, — что к нам стали обращаться артисты, профессиональные коллективы с заявками на выступление. Отношение зрителей к классической музыке, проявление к ней часто большего интереса, чем к эстраде, укрепило мою убежденность в том, что так называемый массовый зритель у нас, как и читатель, го­раз­до выше предполагаемого «среднего» уровня, на который порой рассчитывают авторы. В Минске очень образованная, тонкая, знающая, требовательная, но и деликатная публика. Но самое главное, что наши площадки — место для творчества, для доброты, там нет никаких политических выпадов, негатива, национализма. Надо сказать, что национальным дням, к примеру, мы обеспечиваем пространство, технические средства, а диаспоры работают автономно. И уличные музыканты тоже сами организовываются, договариваются на сайте «Пешеходка», у нас там есть координатор, который чуть-чуть помогает, и люди приходят, выступают. Это хорошо, что так пошло. Значит, уже работают сама система и общественная инициатива.

Читайте также:  Олег Быцко: «Держим руку на пульсе»

В 2016 году к средине октября «Минскконцерт» провел 270 общегородских культурных мероприятий. Из них 153 культурно-развлекательные программы, включая 9 праздников национальных культур и 18 музыкально-туристических летних сезонов. 21 концертная программа украсила спортивные праздники, 11 — ярмарки. Фестивалей и конкурсов в этом году было уже 60. В Минске приняли 25 иногородних коллективов и делегаций.

Как и всякий пост подобного рода, должность директора «Минск­кон­цер­та» многогранна, чаще с перевесом организационных и хозяйственных забот. Мало отобрать и утвердить сценарий и репертуар, допустим, Дней Минска в другом городе. Надо отправить музыкальные инструменты и реквизит, позаботиться о проез­де и гос­тинице для артистов. То же самое и с приемом иногородних гостей, организацией массовых городских мероприятий. А еще кураторство, методическая помощь тысячам самодеятельных коллективов столицы, проведение постоянно действующего фестиваля «Сузорье», забота о развитии хорового искусства. Если судить по образованию, а оно у Микуцевича и среднее, и высшее — музыкальные, по прежним должностям дирижера, худрука, директора музыкальной школы, казалось бы, отношение его к несколько скоморошным уличным театрам, а тем более уличным музыкантам, должно быть если не высокомерным, то несколько снисходительным. Но нет. Андрей Чеславович благодарен энтузиастам уличных театров, восхищается их креативностью, неутомимостью и готовностью нести искусство в массы. К уличным музыкантам отношение тоже уважительное.

— По западным меркам первая их группа — это супермузыканты, там на улицах играют лучшие. Вторая их часть — музыканты, которые ищут себя, хотят почувствовать отношение публики, ее оценку. Третьи работают на благотворительность. У нас был проект «Исполнение желаний», когда уличные музыканты собирали средства на покупку музыкального инструмента для больной девочки-колясочницы. И горожане видели, как искренни эти люди, как с полной отдачей работают. Я уверен: за каждым музыкантом стоит доброта. Человек со скрипкой не станет обижать других. Страшная трагедия в Минске возмутила многих тем, что орудия убийства были спрятаны в чехол от гитары. Топор и музыка несовместимы.

Я и за уличные театры, за танцы на улицах. Надо показывать возможности школы танцев, это придаст городу динамику. А люди увидят многое — от танго до брейка, поймут и примут. Надо поддерживать. Если же будет мало места, то в Верхнем городе есть еще и Музыкальный переулок, и другие уголки. Можно заполнить их. У нас были моменты, когда народу приходило слишком много, но это не мешало, а создавало атмосферу добрососедства, уюта, спокойствия.