Столицы женское лицо

Солнечная

09-01-01-125 За год Оксана Аракчеева успевает организовать и провести с десяток и более выставок художественных произведений — чужих и собственных. Аракчеева — выставочный феномен

09-01-01-125Сюжет для небольшой истории: в семье художника Аракчеева очень ждали мальчика, продолжателя рода, традиций… А рождались одни девочки. Появление на свет третьей дочери Оксаны было полным фиаско семейной стратегии. Прошли годы. Сегодня, когда Борис Аракчеев, заслуженный дея­тель искусств Беларуси, ушел в мир иной, именно Оксана увековечивает память об отце. Инициировала появление мемориальной доски на доме, где 50 лет работал Борис Аракчеев. Открывает одну за другой выставки его произведений — только в этом году их было 7 в разных городах Беларуси, причем ни одна картина не выставлялась дважды. Стараниями Оксаны в 2015-м художественной галерее в Крупках официально присвоено имя Бориса Аракчеева.

А вот сюжет для несколько иной истории. В год, когда родилась Оксана, Борису Аракчееву после долгих хождений по кабинетам дали мастерскую на седьмом этаже жилого дома. Окна выходили на площадь Свободы. Оксана фактически здесь выросла. Работала с отцом плечо в плечо. Трудоголики, фанатики своего дела, отец и дочь не соревновались, не спорили картинами, а дополняли друг друга. Так, отец первым начал писать площадь Свободы из окна мастерской и, варьируя этот сюжет, создал сотни этюдов и картин. Дочь развила идею, после чего на свет появилась ее уже ставшая знаменитой серия «Минские окна».

За последние 7 лет Оксана Аракчеева создала мегагалерею известных белорусских персон в сфере культуры — Геннадия Буравкина, Ольги Гайко, Игоря Артамонова, Валерия Дайнеко, Олега Оловникова и других. Из-под ее кисти уже вышли 230 портретов.

Сердце Бориса Аракчеева остановилось на улице, через час после того как художник сделал заключительный мазок на своей последней картине. Мастерская — это его память, завещание. Оксана каждое утро встает в половине шестого, приходит в мастерскую. Первый солнечный луч принадлежит художнице. Однако, скажем честно, застать в мастерской Аракчееву трудно. Не только потому, что она большая любительница пленэров, путешествий, но и оттого, что с 2010 года к профессиональной деятельности добавилась общественная. И здесь появляется еще один сюжет — главный.

— Все началось с сотрудничества с Чешским посольством, причем по воле случая, — рассказывает Оксана Аракчеева. — Тогдашний чешский посол Йиржи Карас оказался потомственным коллекционером живописи. Самой первой выставкой, которую он посетил в Минске, была выставка папиных произведений. Мы познакомились, пригласили посла к себе в мастерскую, потом вместе ходили по другим мастерским. Настоящим открытием для господина Караса стала белорусская графика — Поплавский, Кашкуревич… Почему именно я оказалась проводником? Мне кажется, на него произвела впечатление не столько моя любовь к искусству, сколько моя любовь к папе, предпочтение семейным ценностям. Когда в здании посольства расчистили подвал, Йиржи Карас предложил мне сделать там художественную галерею. Она открылась в феврале 2010 года. А через некоторое время мы уже организовывали в здании парламента Чешской Рес­публики выставку «Душа Беларуси» — живопись и графика белорусских художников.

Как куратор GalerieKaras, пропагандируя творчество своих собратьев по живописному и графическому цехам, Аракчеева уже провела десятки выставок в Беларуси и Чехии. И по сей день этим занимается. Галерея передвижная. Организаторы используют бесплатные выставочные площадки музеев, замков, культовых сооружений.

Оксана Аракчеева родилась в Минске. Окончила БГТХИ. Занимается живописью и книжной графикой. Член Белорусского союза художников. Куратор чешской GalerieKaras. Произведения Оксаны Аракчеевой находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Музее современного изобразительного искусства, в галереях Гомеля, Полоцка, в частных коллекциях России, Украины, США, Канады, Венесуэлы, Израиля, Германии, Чехии... Награждена дипломом ЮНЕСКО. Лауреат премии имени Василя Витки.

09-01-02-125Год культуры для Оксаны Аракчеевой — год большой работы. Художница стала мотором грандиозного проекта: 7 октября в историческом центре Праги, в Страговском монастыре, открылась выставка «Шляхам Скарыны да Прагi», посвященная предстоя­щему 500-летнему юбилею белорусского книгопечатания. Именно в Праге Франциск Скорина издал первую белорусскую печатную книгу «Псалтырь». В экспозиции «Шляхам Скарыны да Прагi» представлены произведения четырех белорусских династий (!) художников и мастеров фото — Аракчеевых, Бархатковых, Батюковых и Маслениковых. Будучи центром духовности, Страговский монастырь — один из самых посещаемых в чешской столице. Жители и гости видят картины наших художников — суть послания одного народа другому. Известно ведь, что живопись бывает красноречивее самой поэзии и легко находит путь к сердцам.

Незаметно для многих, исподволь Оксана Аракчеева стала человеком, который сближает страны и народы не по долгу службы, а по призванию души. Что дает художнице такая работа с бессонными ночами и километрами истрепанных нервов? Прибавляет силы. Раздвигает горизонты. В итоге жизнь обретает дополнительные смыслы, появляются новые стимулы к творчеству. То, чего не могут сделать политики, делают простые люди. Представьте: в славном городе Тршебиче или любом ином городе Чехии появляется наша Оксана с лучезарной улыбкой и открытой душой. Можно не знать белорусского языка, ни разу не побывать в Минске, но полюбить нашу страну, если у нее такой народный посол.

Из семейной хроники

Семья Аракчеевых, в которой воспитывались три дочери (Алена впоследствии станет художником и педагогом, Марина — педагогом, Оксана — живописцем, книжным графиком) в советские годы материально жила бедно. Но духовно — богато. На столе — хлеб да картошка, зато в доме — чешское пианино для старшей дочери. Дорогие книги, альбомы по искусству покупал отец Борис Владимирович. Их читали, смотрели, изучали все пятеро членов семьи. Галина Егоровна, мама, работала начальником костюмерного цеха Оперного театра, обожала его, пропадала там с утра до ночи. Когда Оксана тяжело заболела и врачи предрекли девочке неподвижность, в лучшем случае — жизнь на коляске, мама бросила театр и стала выхаживать дочь. Пошла в школу учителем труда, где работа была посменная. Летом на два месяца кряду, сняв в деревне домик, вывозила дочек в хвойный лес. На полянке все трое детей читали, рисовали… Целебный воздух, уход и поддержка членов семьи сотворили чудо: Оксана начала ходить.