Календарь

«»
Январь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Популярное в номере

Неповторимый почерк

О дедушке Кондрате Крапиве, тенденциях моды и культуре гардероба — заведующая кафедрой моделирования костюма Института современных знаний имени А. М. Широкова, кандидат искусствоведения Елена Атрахович

13-01-01-02О дедушке

— Любовь к педагогике у меня в генах, — улыбается Елена Атрахович. — Дедушка, Кондрат Крапива, работал народным учителем (в дореволюционные времена так называли педагога начальных классов). Отец, Игорь Атрахович, преподавал в Белорусском государственном театрально-художественном институте (ныне Белорусская государственная академия искусств).

Признается, что воспоминания, связанные с детством, озарены нежным светом.

— Родилась в семье, где царило душевное отношение друг к другу, — продолжает собеседница. — Мы жили дружно, и дедушка, несмотря на занятость, всегда находил время для общения со мной. Часто вспоминаю его кабинет. В глубине комнаты располагался огромный письменный стол. На нем стояли пресс-папье (массивный полукруглый прибор, чтобы промакивать строки, написанные чернилами) и лампа под зеленым абажуром. Атмосфера в кабинете казалась особенной, даже какой-то загадочной. Дед позволял мне к нему заходить. Часами листала книги (от пола до потолка шкафы были уставлены многочисленными томами), рисовала за его столом. Иногда, когда вся семья ложилась спать, я на цыпочках пробиралась в кабинет и тихонько сидела на стульчике. Будучи увлеченным работой, дед некоторое время не замечал меня в темноте, а затем, видимо, почувствовав на себе мой пристальный взгляд, отправлял спать. А мне, маленькой девочке, просто было очень приятно находиться рядом с ним.

О чтении

Елена вспоминает, что в детстве дедушка много читал ей вслух.

— Мы устраивались в уютном кабинете и переносились в мир книжных героев, — вспоминает внучка Кондрата Крапивы. — Обменивались впечатлениями, обсуждали различные ситуации. Эта традиция закрепилась и в моей семье: читала дочери, внуку, любовь к печатному слову пронесла через всю жизнь. В одном из стихотворений моего любимого поэта Андрея Дементьева есть такие строки: «Средь суеты и средь интриг я свято верю в царство книг».

Елена Атрахович считает, что любое художественное произведение, в том числе на электронном носителе, — своего рода проводник в мир культуры и духовности. Литература расширяет границы жизненного пространства, ведь читатель общается с авторами, жившими несколько веков назад, переносится на другие континенты, узнает традиции разных народов.

О профессии

— Почему стала заниматься моделированием костюма? — задумалась  Елена. — Увлечение модой появилось еще в детстве. Отрезы ткани в шкафу у каждой женщины были приметой того времени.

Мама Елены, врач, виртуозно кроила и шила для всей семьи. Она часто перелистывала страницы журналов мод, изучала фасоны платьев, а дочка ей в этом помогала.

Вспоминает, что вещи, созданные мамиными руками, обладали особенной энергетикой. Долгие годы Елена хранила любимое детское платьице, сшитое из синего бархата, модной в те годы ткани.

— Гардероб мужчин в нашей семье ограничивался несколькими комплектами, — вспоминает она. — Дедушка, Кондрат Крапива, любил добротные вещи. Он никогда не был щеголем, но старался, чтобы его костюм соответствовал моде. Папа, Игорь Атрахович, к одежде относился более демократично, предпочитал спортивный стиль.

Женский гардероб отличался большим разнообразием. Многие вещи обретали вторую жизнь — мама их перешивала.

Елена также научилась шить и вязать. Будучи студенткой, разрабатывала оригинальные модели, занималась изготовлением вязаных гобеленов.

— Техника текстильной пластики, с помощью которой создаются объемные гобелены, в те годы считалась новшеством, — знакомит с творчеством дизайнер. — Этому виду декоративно-прикладного искусства училась в Прибалтике. Не раз участвовала в международных конкурсах, представляла работы на различных крупных выставках.

О моде

По словам Елены Атрахович, ее зарубежные коллеги часто отмечают, что белорусская мода — авторская. Школа отечественных дизайнеров начала формироваться еще в середине XX века, со временем образовались различные направления. Сегодня плеяда талантливых белорусских кутюрье прочно утвердилась в европейском культурном пространстве. Отечественные модельеры получают эксклюзивные приглашения для участия в неделях высокой моды в Милане и Москве.

На международном уровне еще не сложилось представление о белорусском бренде, но есть авторы, коллекции которых узнают.

— Дизайн костюма — это не только оригинальная модель, под­разумевается более широкое понятие, — рассуждает собеседница. — Оно включает интересную конструкцию, безупречное качество швов, хорошую, дорогую ткань, презентацию авторской коллекции и многие другие аспекты.

Признается, что предпочитает брендовую одежду, создаваемую итальянскими дизайнерами, и вещи из коллекций своих учеников.

— Отечественные модельеры, такие как Людмила Лабкова, Ольга Самощенко, Ольга Кардаш, — дизайнеры международного класса, — считает педагог. — От белорусов ждут национальной моды. При этом этнографические мотивы — условие отнюдь не обязательное. Главное, чтобы одежда имела свой неповторимый почерк.

О культуре гардероба

Елена Игоревна убеждена, что костюм всегда отражает веяния времени.

— Вспомним хотя бы основные стили: готика, ренессанс, барокко, — перечисляет она. — Они существовали несколько столетий и передавали дух исторической эпохи. Правда, об авторской моде речь тогда не шла: имена портных до нас не дошли.

Сегодня в моде индивидуальность. Собеседница считает, что женский гардероб не должен быть большим, достаточно иметь 3-4 комплекта с базовыми вещами, которые можно легко комбинировать. Среди тенденций завтрашнего дня — однотонные платья, разбавленные ярким аксессуаром (сумочкой, шарфом, брошью). Популярны также элегантные фасоны 80-х годов прошлого века.

О традициях и семье

Если нет обычаев, их нужно создавать, уверена Елена Атрахович, ведь они объединяют разные поколения.

— В нашей семье такая традиция появилась еще при жизни дедушки, — рассказывает она. — Каждый год в день освобождения Минска приносим букет полевых цветов к обелиску Победы. Когда-то я маленькой девочкой приходила туда с дедом и отцом, затем — с дочкой, сейчас — с внуком. Это дань памяти тем, кто не вернулся с войны. Среди павших и старший сын дедушки, Борис, который в 20 лет погиб в битве под Сталинградом.

Елена увлекается верховой ездой и велотуризмом. Вместе с супругом объехала немало красивейших мест в Беларуси.

Дочь Варвара по первому образованию дизайнер, второе высшее получила в сфере госуправления, имеет звание магистра экономики. Учится в аспирантуре при Академии управления Президента Рес­пуб­ли­ки Беларусь. Работает над диссертацией, исследует вопросы формирования белорусской нации. Любимый внук Глеб — ученик 5-го класса гимназии.

О минчанах

— Есть так называемая уличная мода — то, что мы видим в повсе­дневной жизни, — говорит Елена Игоревна. — Некоторое время назад люди, выходя на улицу, старались одеться понаряднее. Сейчас тенденция изменилась: минчане независимо от дохода одеваются неброско, но добротно. Уличная мода стала более функциональной, спортивной. Из минусов отметила бы то, что не всегда соблюдается дресс-код. А еще лично мне не хватает цвета в гардеробе горожан. В Беларуси так много пасмурных дней! Почему бы не разбавить будни яркими нарядами?

По словам внучки Кондрата Крапивы, минчане необыкновенно красивы, но, к сожалению, редко улыбаются.

— Все идут с хмурыми лицами, каждый в своих мыслях, — замечает она. — Желаю всем больше радоваться в новом году, пусть ваши улыбки озарят Минск свежими красками!

Елена Атрахович — кандидат искусствоведения, доцент. Более 15 лет преподавала в Белорусской государственной академии искусств на кафедрах костюма и текстиля, проектирования выставок и рекламы, истории и теории искусств.

Трудилась в Республиканском доме работников искусств Союза театральных деятелей БССР, центральном аппарате Министерства культуры Республики Беларусь, Институте искусствоведения, этнографии и фольклора имени К. Крапивы. Автор книги «Композиция в дизайне», а также ряда статей и учебно-методических пособий.

6.01.2017 , , "МК"