Заглянем в святцы

От Рождества до Крещения

32-01-01-05В ближайшие семь дней церковь отмечает семь праздников и памятных дат

32-01-01-0513 января — отдание праздника Рождества Христова. На богослужениях звучат молитвы и песнопения первого дня торжества. Традиция отмечать отдание праздников появилась в IV веке — для Пасхи, Пятидесятницы, Богоявления, Рождества. Поз­же распространена церковью на все великие праздники.

14 января — день памяти Василия Великого, одного из вселенских учителей церкви. Жил в IV веке в Каппадокии (территория Турции). Основал несколько монастырей и установил правила монашеской жизни. Оставил огромное духовное наследие, много молитв, свой вариант Божественной литургии.

14 января — обрезание Гос­подне. По ветхозаветной традиции на восьмой день от рождения Богомладенец был обрезан. В Новом Завете обряд обрезания уступил место Таинству Крещения.

Утром после литургии в некоторых храмах, в частности в Петро-Павловском соборе, служат молебен новолетию (по Юлианскому календарю).

15 января — день памяти Серафима Саровского. Отмечается дата преставления и второго обретения мощей. Скончался в 1833-м.

Через 70 лет был прославлен в лике святых, останки открыли для поклонения (первое обретение). После Октябрьской революции мощи… потеряли. Вновь обрели в 1991-м в Санкт-Петербурге среди экспонатов музея атеизма. Часть мощей получил в дар минский Серафимовский приход (ул. Космонавтов, 24).

17 января — Собор 70 апостолов. Евангелие от Луки: «Избрал и других 70 учеников и послал их по два… во всякий город и место, куда сам хотел идти». Празднование установлено, чтобы показать равночестие каждого из 70 и предотвратить разногласия в почитании. К их числу церковь относит евангелистов Марка и Луку.

18 января — Навечерие Богоявления, или Крещенский сочельник. День такого же строгого поста, как и в канун Рождества Христова. Утром — царские часы, великая вечерня, литургия. По окончании служат чин великого освящения воды и начинают ее раздавать.

19 января — Крещение Гос­подне, Богоявление (в некоторых храмах состоятся ночные богослужения). Праздник установлен апостолами в память о крещении Господа в водах Иордана. Подробно о событии — в 3-й главе Евангелия от Матфея. Христос не нуждался в покаянии и омовении от грехов. Но освятил Собою воду как основу жизни, явил Себя миру как Сын Божий и даровал церкви Таинство Крещения. После литургии — великое освящение воды.