Образование в лицах

Опытным путем

07-01-01-06 Как вырастить настоящего учителя из вчерашнего студента и от чего хочется плакать молодому специалисту, рассказали педагоги одной из самых больших столичных школ

07-01-01-06Алексей Шарапов, директор:

— Средняя школа № 49 молодая и по возрасту, и по духу — она открылась в 2010 году. Тогда же мне предложили возглавить педагогический коллектив. На тот момент здесь учились примерно 600 ребят, сейчас — более 2 000. Педагогов около полутора сотен, из них четверть — молодежь до 30 лет. Так что в коллективе налицо сплав опыта и молодости.

Важно, чтобы учителю в любом возрасте работать было интересно. Хуже, когда он трудится просто потому, что так нужно. Большой плюс, если вчерашний студент активно участвовал в университетской жизни: играл в КВН, подрабатывал в детских летних лагерях и так далее. Все это дает возможность лучше понимать детей, приучает к импровизации и применению полученного опыта в различных ситуациях. В качестве примера приведу нашего учителя английского языка Павла Богушевича. Он пришел в коллектив выпускником лингвистического колледжа: педагогический опыт минимальный, зато энергии и задора — масса! Сегодня, спустя шесть лет, Павел Сергеевич — гордость школы: обладатель диплома II степени городского конкурса «Столичный учитель — столичному образованию», обладатель гранта и премии Мингорисполкома, победитель городского конкурса профессионального мастерства «Академия урока». Он хорошо поет, играет на гитаре и танцует — и все эти умения с успехом вплетает в образовательный процесс. Дети в восторге от его уроков. Хорошо, когда получается полностью раскрыть потенциал молодежи, растить из нее настоящих профессионалов. В коллективе немало начинающих учителей, и они готовы перенимать опыт Богушевича. Мы оказываем молодым специалистам всяческую поддержку: учим быть мобильными, заинтересованными и понимающими, приветствуем их стремление к самообучению и желание развиваться, закрепляем за каждым более опытного педагога.

07-01-02-06Кристина Войтюль, учитель начальных классов:

— Студенткой пятого курса филологического факультета БГУ в поисках подработки пришла в СШ № 49. И практически сразу поняла: это мое постоянное место работы. Определяющими факторами стали любовь к детям и доб­рожелательная обстановка в коллективе. Конечно, поначалу я была ко многому не готова. Только представьте, каково это стать мамой сразу для 24 малышей!

Я-то думала, что должна их только учить читать и писать, а оказалось, что несмышленым первоклассникам нужно помочь и рубашечку заправить, и пуговки застегнуть. И обязательно для каждого найти нужные слова. В то же время я четко понимала — это мои дети. И уже при распределении других вариантов трудоустройства не рассматривала. Сейчас родители учеников признаются, что детвора называет меня своей школьной мамой. Хотя изначально взрослые были настороже. Но их отношение ко мне быстро потеплело. Тут нужно сказать спасибо старшим педагогам, особенно администрации, которая на первом родительском собрании сделала все, чтобы расположить ко мне мам и пап. Сего­дня мы легко находим общий язык. Родители делятся со мной вне­школьными успехами детей.

Из сложностей: дети — источник любви и неподдельных эмоций. Я для них авторитет, и это не­много пугает. Иногда мне кажется, что не смогу максимально раскрыть их потенциал. Нужно сказать, что коллеги видят мои сомнения и подсказывают, как работать над собой. Так направляю сомнения в… творчество. Для уроков пишу стихи, разучиваю песенки, которые ребята легко запоминают, постепенно преображаю классный кабинет. Ведь здесь живет моя большая и дружная семья — 2 «З» класс.

Родители учеников признаются: дети называют Кристину Войтюль своей школьной мамой.

07-01-03-06Дарья Кузнецова, учитель русского языка и литературы:

— Педагогом я хотела быть с детства, мечтала продолжить семейную профессиональную династию. Моя мама — учитель русского языка, тетя тоже педагог. Подрастая, даже завидовала маме, которая заполняла классный журнал и вечерами проверяла тетрадки. Поступать после Лицея БГУ решила на филологический факультет БГУ. В этой школе работаю с сентября 2011-го. Выбор пал на нее по нескольким причинам. Во-первых, учреждение новое, с только сформированным коллективом. Во-вторых, здесь я постоянно ощущаю поддерж­ку старших коллег, которые готовы помочь, подсказать и искренне радуются успехам молодых. Быть учителями они нас, молодых, научили. Хотя этот глагол в профессии педагога не может стоять в прошедшем времени. Хорошо помню свой первый рабочий день. Чтобы чувствовать себя авторитетнее, даже надела

обувь на каблуке. Сейчас уже таких переживаний нет. Зато пришло понимание задачи — научить ребенка грамотно говорить и здраво размышлять. Появились профессиональные наработки и первые успехи: моя ученица Александра Чигирь на втором этапе республиканской олимпиады получила диплом третьей степени.

07-01-04-06Екатерина Поздняк, учитель химии:

— Когда оканчивала химический факультет БГУ, у меня был выбор: поступать в аспирантуру и ориентироваться на научно-педагогическую деятельность или попробовать себя в роли школьного учителя. Выбрала второе и объясню почему. Со студентами работать легче, они уже мотивированы на получение образования. А в классе нужно быть убедительной, направлять и подсказывать. Моему педагогическому стажу только две четверти, и с каждым днем работать учителем все интереснее. Не разочаровалась ничуть. Мои ученики — семи- и восьмиклассники. Это возраст непростой, а химия — предмет, который многим ребятам дается тяжело. Стараюсь заинтересовать их: вместе готовим презентации, мультимедийные проекты. И еще не забываю о том, что химия в первую очередь — это опыты! Ими и поддерживаю исследовательский дух ребят. А свой интерес к научной деятельности передаю детям: мы уже приняли участие в конкурсе исследовательских работ школьников по химии. Пока без особого результата, но первый шаг сделан. Моя опора в школьных заботах — педагог высшей категории с огромным опытом Наталья Васильевна Аксенчик. Она выручает, если возникают сложные ситуации. Да, иногда хочется просто расплакаться, слушая, как ученик отвечает домашнее задание. Из-за плохих отметок ребят расстраиваюсь даже больше, чем они сами. Зато как приятно бывает чувствовать положительную отдачу от своей работы!