Потребительский клуб

Перчатки для Венеры Милосской

15-02-01-06Сетевые распространители продают кастрюли, одеяла, кремы и фильтры по баснословным ценам. Количество обращений потребителей к правозащитникам только растет

15-02-01-06— В прошлом году нас завалили подобными жалобами, — рассказала председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша. — В одних случаях мы помогли вернуть деньги, в других, к сожалению, это оказалось невозможно. Схема действия сетевиков довольно узнаваема: как правило, приглашают на бесплатные презентации, с собой просят прихватить паспорт. Специалист обрабатывает клиента в течение двух-трех часов, после чего предлагает оформить на месте кредит на покупку. При этом с подписанием договора торопят, просят поставить свою визу в документе побыстрее — не дают прочитать то, что изложено мелким шрифтом…

Что продают? Все что угодно, например кастрюли и сковородки. Менеджеры уверяют, что это лучшая в мире посуда.

— Как уговорили подписать договор, сама не понимаю, — недоумевала одна потерпевшая. — Возможно, потому что устала: пришла на презентацию в 18:45, а ушла в 21:45. Видимо, на то и рассчитано.

На следующий день женщина изучила договор. Оказалось, что за набор посуды из двух предметов ей предстоит раскошелиться более чем на 100 рублей. Оплата — в кредит. Минчанка пришла в фирму и попыта­лась вернуть товар. Но ее никто не захотел слушать. И что характерно: кастрюля и сковорода — из обычной нержавейки. На прилавках магазинов масса аналогов. Только вот цена значительно ниже.

На презентациях также рекламируют одея­ла, наматрасники, подушки из шерсти мериноса по завышенным в десятки раз ценам. Продают и кремы для лица. В косметическом салоне девушки в белых халатах при проведении SPA-процедур то и дело разбавляют свою речь специфическими терминами. В итоге женщины уходят с чемоданчиками чудодейственной косметики в одной руке и кредитным договором — в другой.

Еще одна вечная тема — фильтры для воды. Горожанам предлагают бесплатно проверить качество водопроводной воды. А потом втюхивают фильтр за сотню рублей. Многие покупают, так как видят ржавые хлопья или черный осадок, якобы свидетельствующие о наличии вредных веществ. Если на руках нет необходимой суммы, улыбчивый консультант объявляет, что возможна рассрочка.

Не так давно список навязанных услуг пополнился бесплатной профилактикой пластиковых окон. Приходит человек, осмат­ри­ва­ет стеклопакеты, что-то смазывает и… предлагает те или иные ремонтные работы, например замену створки, уплотнительных резинок или даже стекла.

Как тут не согласиться с американским фокусником и юмористом Робертом Орбеном, отметившим, что хороший торговый агент способен продать три пары перчаток Венере Милосской?!

— Следуйте пословице «Мой дом — моя крепость», — подчеркнула Анна Суша. — Сомнительных продавцов лучше не пускать на порог, а на все предложения по телефону отвечать: «Спасибо, не надо!» Если вы пришли на презентацию, прежде чем подписать договор, попросите забрать документ домой, чтобы подумать.

А вот это возьмите на карандаш. Согласно закону Республики Беларусь «О защите прав потребителей», посуду можно возвратить в течение 14 дней после приобретения при условии, что она не была в использовании и сохранены ярлыки. Если та же сковорода оказалась некачественной (факт может доказать независимая экспертиза) и это обнаружено после 14-дневного срока, но в пределах двух лет, то потребитель также вправе требовать расторжения договора купли-­про­да­жи и возврата уплаченных денег.

К сожалению, отдать назад фильтр прак­тически нереально, так как он относится к категории технически сложных товаров бытового назначения и обмену и возврату не подлежит. Примерно такая же ситуация и с косметикой — она включена в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену в 14-дневный срок.

Договоры на покупку товаров в кредит часто заключают в обстановке, которая оказывает давление на потребителя: шумные душные помещения, громкая или успокаивающая музыка, использование ароматических средств, которые притупляют внимание покупателя, не дают ему сосредоточиться, реально оценить ценность и нужность предлагаемых товаров и услуг, соотнести стоимость покупки со своими финансовыми возможностями.