Фотоальбом Евгения Коктыша

Ко творцу пришлось

13-01-01-11 Любят ли фотографироваться художники? Как относятся к фотографам те, кто создает образы кистью и карандашом

13-01-02-11Становление художника — процесс долгий и непростой. А рядом — молодежь, едва взявшая в руки дорогие аппараты, овладевшая фотошопом и уже гордо именующая себя фотохудожниками. Поневоле задаешься вопросом: как воспринимают фотопортрет признанные мастера жи­вопи­си и графики?

— Действительно, художники не всегда доверяют фотографам. Смысл любого портрета в том, чтобы уловить характер героя, — размышляет директор Национального центра современных искусств Наталья Шарангович. — А характер творческого человека очень сложный, это люди закрытые, особенно художники. Так уж складывается, что в отличие от музыкантов и актеров они работают в одиночестве. Почему художник должен иметь мастерскую? Ему нужна отрешенность от людей. Закрыл за собой дверь — и остался один на один с бумагой или холстом. Одиночество рождает образы — внешний мир проходит через внутреннее осмысление и потом выплескивается на полотно. Как фотографу передать характер такого человека, а не только внешнюю оболочку? Но есть люди, которым художники доверяют себя. Таких мастеров можно пересчитать по пальцам, в их числе и Евгений Коктыш. Удивительная особенность мастера: Евгений Фомич практически никогда не делает постановочных портретов. Он ходит на выставки, где наблюдает за своими героями со стороны и пытается уловить момент живого общения или яркий жест. В результате характер передается лучше, нежели через постановочный снимок. Именно этим Евгений Коктыш отличается от других. Он делает серию снимков, и в ней всегда находится характерный кадр, который останется в истории.

13-01-03-11На большинстве фотографий, которые принес в редакцию Евгений Коктыш, знаменитый белорусский график изображен не один. Вот он с дочерью Натальей, писателем Василем Быковым, коллегами по цеху, имена которых известны даже далеким от искусства людям: Гавриилом Ващенко, Георгием Скрипниченко, Леонидом Щемелевым.

— Все, кто изображен на снимках рядом с отцом, — люди одинаковых жизненных убеждений, идеалов, представители одного поколения, выросшие в одинаковых условиях, любящие свою страну и выражающие эту любовь в творчестве, — говорит Наталья Васильевна. — Это объединяло их в прежние времена и сегодня сближает тех, кто остался жив. Они не были конкурентами, они — соратники, единое творческое сообщество, чего, к сожалению, нельзя сказать о нынешней творческой молодежи. Не знаю, с чем это связано. С тем, что мы стали большими индивидуалистами, каждый за себя? Люди же того поколения поддерживали друг друга. Дружили художники, писатели, театралы, ученые. Знали, кто чем занят, радовались успехам друг друга. А это очень большое умение — радоваться успехам товарища. Люди того поколения понимали, что вместе создают огромный творческий пласт, непосильный одиночкам. Им это удалось. Наверное, поэтому они до сих пор с большой теплотой отзываются о своих коллегах.

13-01-04-11Василий Петрович Шарангович — народный художник Беларуси, создатель школы белорусской графики, педагог, общественный деятель. Проиллюстрировал более 60 изданий, среди которых «Адвечная песня» Янки Купалы, «Старыя беларускiя хронiкi» Владимира Короткевича, «Пан Тадеуш» Адама Мицкевича, «Новая зямля» Якуба Коласа. В числе станковых работ — серии «Памяти огненных деревень», «Блокада», «Край Нарочанский», «Где кривда извечная зрела». Произведения Василия Шаранговича экспонируются в Национальном художественном музее, музеях истории Великой Отечественной войны и современного изобразительного искусства, хранятся в Министерстве культуры России, собраниях Белорусского союза художников и Союза художников России, мемориальном комплексе «Хатынь», музеях Я. Купалы и Я. Коласа, в частных коллекциях.