Календарь

«»
Февраль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728  

Популярное в номере

Всем все прощу, но своего не упущу

Внешняя политика Республики Беларусь в условиях недружественного окружения

08-01-01-14Недружественное окружение Беларуси — это и определенная часть западной политэлиты и, конечно, российская политическая и бизнес-элита, которая сотрудничает с вами только по причине ситуационной выгоды. Одновременно они криво усмехаются, когда обсуждают экономические возможности в Беларуси с теми же европейскими партнерами. Причины такого поведения предельно понятны.

В Беларуси не получается «гулять вдоль буфета», как это привыкли делать в России разные дельцы. Кстати, в этом смысле Беларусь идентична европейским странам и США.

Глобальная причина, по которой с вами взаимодействуют, носит географический и военно-политический характер, и в этом взаимодействии в целом нет проблем.

Необходимо понимать факты (данные из открытых белорусских источников), что на территории РБ расположены российские базы, которые обеспечивают безопасность и обороноспособность Союзного государства России и Беларуси. Это Отдельный радиотехнический узел «Ганцевичи (Барановичи)» и 43-й узел связи «Вилейка». Первый после серьезной реконструкции и модернизации при непосредственном участии белорусской стороны был принят в боевой состав Космических войск РФ. Уникальность узла заключается в обеспечении слежения в зоне ответственности не только за ракетными пусками на дальности в 5 тысяч километров, а также подводными лодками стран НАТО в Северной Атлантике и Норвежском море, но и в возможности наблюдения за космическими объектами диаметром в несколько миллиметров на любой из орбит. Ваш объект входит в состав системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и замыкается на так называемый ядерный чемоданчик президента России.

Защита воздушного пространства Союзного государства обеспечивается совместными российско-белорусскими усилиями: на 61-й истребительной авиабазе ВВС Беларуси в Барановичах размещены российские истребители-перехватчики СУ-27СМ3.

Ваш лидер Александр Лукашенко действует в национальных интересах во всем, что приносит выгоду для Беларуси не только в краткосрочной перспективе, но и не должно создавать угрозы в долгосрочном плане. Поэтому вы можете принимать предложения и с Востока, и с Запада, при этом не связывать себе руки и ноги.

При этом сохраняя полный контроль над ситуацией в своей стране и обеспечив право выхода или изменения позиции. В России заговорили о многовекторности и многополярности только после 2004 года, тогда же впервые президент Путин поставил вопрос о борьбе с коррупцией перед элитами.

США только сейчас встрепенулись и начали реализовывать такую же политику.

Уверен, что СНГ своим столь длительным существованием обязан только тому, что Минск — столица Содружества. А Союзное государство России и Беларуси и ЕАЭС развиваются более чем странно по той причине, что вы не можете влиять на их политику, хоть в такой малой степени, как на дела в СНГ. Заметьте: при всех громких заявлениях Украина из СНГ не вышла!

К сожалению, если проанализировать назначения в интеграционные структуры, которые возникают на пространстве бывшего СССР, белорусов руководителей там не было!

Уже традиционно Коллегия Счетной палаты Российской Федерации фиксирует в проекте бюджета Союзного государства на 2017 год профицит в размере 1,8 млрд российских рублей, или 27,4 % доходной части! Это означает, что выделенные гигантские средства… не на что расходовать, но ведь это не так! Просто нет возможности потратить эти деньги так, чтобы потом было хорошо пожить на Ямайке!

Вы можете представить такое положение дел в организации, которой руководит гражданин Белоруссии? Наверное, может быть, но недолго!

Не следует забывать, как Борис Ельцин размышлял, и не только, о возможности замены себя на Александра Лукашенко. Ведь и сегодня рейтинг Лукашенко в РФ очень высок, о чем очень хорошо помнят в Кремле.

Почему Александр Григорьевич Лукашенко категорически отказался стать Президентом РФ? Слишком хорошо понимал последствия этого шага! Это была ловушка. Потерять независимую Беларусь и получить раздробленную в психологическом и нацио­нальном плане Россию — это было более чем реально!

Лукашенко сегодня принимают в верхних эшелонах власти России, Индии, Китая, высокоразвитых арабских странах и других государств. На фоне санкций и изоляции, непонятных обвинений за годы власти он проявил способности не только дипломата и национального лидера, но и эффективного менеджера. Неотъемлемые черты этой стратегии — последовательность, прагматизм и вместе с тем гибкость, способность адекватно реагировать на вызовы современности, находить разумные компромиссы в отношениях с партнерами. При этом Александр Лукашенко, как политик мудрый, прекрасно понимает, что недружественность Запада, а часто и РФ, и есть малодушие.

В 2017 году Республика Беларусь впервые в истории приняла на себя председательство в Центрально-Европейской Инициативе, европейской структуре. Первый раз за 22 года травли.

В качестве «титульной темы» белорусского председательства, которая согласуется со спецификой деятельности ЦЕИ и в равной степени отвечает интересам всех стран-членов, избрана тематика продвижения совместимости в большей Европе. Это общеевропейское признание Лукашенко, пусть и сквозь зубы! Сегодня организация ЦЕИ насчитывает 18 стран-членов, а ведь более половины из них — страны ЕС! Республика Беларусь продолжает твердо отстаивать принципы равноправия, взаимоуважения и добрососедства как единственно возможной основы для партнерских отношений и активизации диалога с Европейским союзом и РФ, другими странами.

Нефтегазовый конфликт, развивающийся сейчас между РФ и РБ, можно и нужно проиллюстрировать.

В истории попытки получения односторонней выгоды всегда приводят к конфликтам интересов, провоцируют дальнейшее применение изжившей себя политики санкций. В достаточно непростом международном контексте усилия белорусской дипломатии были направлены на проведение сбалансированной многовекторной внешней политики (в русле установок Александра Лукашенко), всестороннюю защиту национальных интересов, укрепление региональной безопасности и стабильности.

Закончить анализ, на мой взгляд, целесо­образно статистикой иностранных долгов на сумму более 100 млрд долларов США, которые РФ списала странам, не имеющим такого военного и географического значения для России, как Беларусь (в долларах США): Куба — 31,7 млрд, Ирак — 21,5 млрд, Монголия — 11,1 млрд, Афгани­стан — 11 млрд,

Северная Корея — 10 млрд, Вьетнам — 9,53 млрд, Эфиопия — около 6 млрд…

Алексей БИНЕЦКИЙ, доктор политических наук, кандидат экономических наук, Москва

Материал подготовлен при содействии Аналитического центра ЕсооМ

3.02.2017