Из дальних странствий

Интерактивный детектив, или Алло, АBBА слушает!

11-01-01-14 Что может быть общего у металлической пуговицы, механического пианино, огромного деревянного корабля и спичечного коробка? Кому-то нипочем не догадаться, но знаток достопримечательностей, поразмыслив, наверняка сумеет ответить правильно

11-01-01-14И ответ этот обескураживающе прост. Все вышеназванные предметы — оригинальные и уникальные музейные экспонаты, которые потомки викингов умеют находить, создавать, презентовать и продавать любо­знательным гостям.

В каждом уголке королевства вам непременно покажут что-нибудь любопытное. О Стокгольме разговор особый, сюда меньше чем на неделю и приезжать не советую. А вот, к примеру, в Варберге, курортном городке в лене (области) Халланд на юго-западе страны, насчитывающем вместе с пригородами около 61 тысячи жителей, в шикарный музей превращена старинная крепость, у подножия которой плещется то ласковое, то бурное море.

Бокстенский призрак, пуговица-убийца и велосипедный рай

11-01-02-14Неприступные кирпичные стены и рвы, рыцарские доспехи и оружие, пушки на крепостных стенах, костюмированные сценки из средневековой жизни — все эти обязательные атрибуты крепости, в разное время начиная с XIV века становившейся то цитаделью, то пристанищем королевской семьи, то тюрьмой, здесь, естественно, присутствуют. Но своего рода лицом музея в Варберге стал худощавый мужчина с огненно-рыжей шевелюрой и в шерстяном балахоне, строго взирающий на вас с плакатов, открыток, магнитиков, значков и прочей сувенирной продукции.

История знаменитого бокстенского человека необычна и загадочна. В июне 1936 года при осушении болот в здешней местности нашли скелет, проткнутый двумя кольями, и с поврежденным черепом. Одежда, обувь, ремень, два ножа в ножнах и прочая амуниция отлично сохранились. Гибель неизвестного исследователи датировали приблизительно серединой XIV века. Возможно, он был сборщиком налогов или вербовщиком солдат. В музее бокстенскому человеку посвящена отдельная интерактивная экспозиция. В витрине на видном месте красуется реконструированный двойник, демонстрируются фильм об уникальной находке, остатки материи костюма, обуви. Но кто проткнул несчастного кольями? По легенде, он был убит крестьянами и упрятан в трясине, но вскоре стал появляться по ночам, пугая местных жителей. Пришлось успокоить привидение испытанным способом борьбы с нечистой силой: пригвоз­дить останки ко дну трясины кольями.

Этим детективная тематика не исчерпывается. Король Карл XII, многочисленные портреты которого украшают стены музея, погиб в 1718 году под стенами норвежской крепости Фредриксхальд. Шведские ученые сделали сенсационное открытие: заклятого «друга» Петра I застрелили забитой в мушкет… пуговицей, причем русского происхождения, от собственного мундира. Она тоже хранится здесь наряду с прекрасными коллекциями полотен художников Варбергской школы, старинных обоев и многого другого.

Залы традиционно отдают и под передвижные выставки. Проходившую, к примеру, нынешним летом «Мощь велосипеда», приуроченную к 100-летию музея, презентовал открытый в 1908 году местный завод Monark. Такого разнообразия двух-, трех- и четырехколесных байков, старинных и современных, деревянных, детских, военных, спортивных, с огромными колесами, с моторчиком, для инвалидов и даже собранных в эффектную гирлянду, мне не приходилось видеть больше нигде и никогда. А вы говорите, что велосипед невозможно изобрести!

Агнета из города спичек

Всемирно известных изобретений, коими вправе гордиться шведы, хватает. И среди них, безу­словно, пресловутые безопасные спички, появившиеся в середине XIX века благодаря братьям Лундстрем. Юхан разработал технологию их изготовления и запатентовал, а предприниматель Карл Франс помог ему открыть спичечную фабрику в Йёнчёпинге — университетском городке, что между Мальмё и Стокгольмом. В 1948-м бывшую мануфактуру переделали в музей. Его изюминка — уникальная и огромная коллекция этикеток, в том числе раритетных, почти бесценных.

И в общем-то шведы не зря считают современные спички своим национальным достоянием, а музей в Йёнчёпинге объявили единственным профильным в мире. Местные же меломаны при случае напомнят, что именно в их городе родилась Агнета Фельтског, светловолосая солистка группы ABBA.

Певица давно живет в Стокгольме и с музыкой не завязала. Будучи занятой сольным проектом, она единственная из легендарного квартета не смогла прийти на открытие в столице Швеции весной 2013-го музея группы ABBA, уже признанного одним из самых интерактивных в мире. Чего в нем только нет: концертные и цивильные костюмы и обувь Агнеты, Бенни, Бьорна и Анни-Фрид, их студия звукозаписи и гримерки, пластинки и золотые диски, инструменты, на которых можно поиграть, вертолет, где разрешается посидеть, сцена, куда предлагается выйти и спеть вместе с виртуальными кумирами, бесчисленное количество фотографий, картин, шаржей, сувениров.

Читайте также:  Изысканный карлик

А в одном из залов на столике стоит самый обычный с виду телефон. Его номер знают только четыре человека… Догадайтесь, кто. В любой момент аппарат может зазвонить, и трубку вправе снять любой посетитель — кому повезет. У счастливчика будет возможность поговорить с одним из музыкантов АВВА: по договоренности с музеем они в свободное время иногда звонят сюда, чтобы пообщаться с почитателями.

Но и это еще не всё. Эка казалось бы невидаль — механическое пианино. Вот только инструмент в музее может внезапно, без предупреждения, самостоятельно заиграть. И означает это, что композитор группы Бенни Андерссон сел за домашний рояль, который подключен к музейному.

Густав Ваcа — король и корабль

Стокгольм, как Париж или Рим, способен удивлять и поражать до бесконечности, здесь не менее двух десятков музеев. И все же самым потрясающим показался мне тот, где стоит единственный в мире сохранившийся до наших дней парусный корабль XVII века (длина около 70 м, ширина почти 12), названный в честь почитаемого в Швеции короля Густава I Васы. Торжественно спущенный на воду летом 1628 года, он мог стать флагманом шведского флота, однако при первом же выходе из стокгольмской гавани опрокинулся и ушел на дно.

Лишь в 1664-м с затонувшего судна смогли забрать более 50 дорогих бронзовых пушек из 64 имевшихся, после чего о нем надолго забыли. И только спустя 3 столетия (!) «Васу» подняли на поверхность. Кропотливыми поисками в течение нескольких лет, а потом и подъемом красавца парусника в частном порядке руководил инженер Андерс Франсен. Энтузиастам невероятно повезло — деревянный корпус корабля хорошо сохранился, благодаря пониженной солености Балтийского моря его не съела ракушка-древоточец.

Для подъема «Васы» на поверхность водолазы, рискуя жизнью, в кромешной тьме на глубине 30 м промывали шесть каналов под корпусом трехсотлетнего кораб­ля, пропускали через них тросы и прикрепляли к последним понтоны. Наконец 24 апреля 1961 года медленно и торжественно из-под воды показались контуры легендарного парусника.

И началась реставрация, аналогов которой до этого в мире не было. К примеру, когда деревянную конструкцию вынимают из водной среды, жидкость испаряется, а дерево сжимается и разрушается. Поэтому парусник отбуксировали в специальный крытый док и в течение 17 лет орошали специальным составом, замещающим воду, которой удалили около 580 т!

Музей «Васа» торжественно открыли 16 августа 1990 года. С 7 палуб-этажей можно разглядеть все детали корабля. В многочисленных витринах выставлены подлинные вещи ХVII века: обувь, одежда, посуда, бочки для хранения съестного… История страны предстает здесь словно в концентрированном виде.

Реставраторам удалось законсервировать сохранившиеся в трюме паруса и восстановить искусно вырезанные фигуры на бортах, носу, корме. Все они ярко расписаны, а некоторые позолочены. Судно оснащено по последнему слову тогдашней военно-морской техники. На палубах установлены многочисленные бронзовые пушки и мортиры. К слову, музей — это не только сам корабль, но и 9 выставок, имеющих к нему прямое отношение. За четверть века «Васу» посетили десятки миллионов путешественников из разных стран, в том числе немало, знаю точно, из Беларуси, и равнодушным к величественному великолепию не остался никто.

Впрочем, если отправиться на экскурсию по музеям Швеции у вас пока возможности нет, но вы хотя бы немного владеете английским или шведским, познакомиться с уникальными экспонатами можно и виртуально — на сайте digitaltmuseum.se. Здесь вход всегда свободный!