Новость дня Экспедиция «МК»

Печать времени

01-01-01-14Что в фаворе: бумажная книга или электронный ридер? В новом проекте «Экспедиция «МК» наши корреспонденты постарались узнать о предпочтениях читателей.

500 лет вместе. Печатная книга: это снова модно?

С каждым годом все меньше белорусов посещают публичные библиотеки. По данным Белстата, с 2000 года количество читательских билетов уменьшилось более чем на миллион. И если 17 лет назад храм книги посещал каждый второй житель страны, то сегодня — каждый третий, а в Минске и вовсе прак­тически каждый пятый. Правда, и способов приобщиться к литературе за это время существенно прибавилось: свои библиотеки появились у сотовых операторов, такая как #читаюгдехочу, в Беларуси распространился буккроссинг, да и сами издания стали гораздо доступнее.

01-01-02-14Мир

Электронная книга стремительно, как космический корабль, идущий на взлет, начала свое шествие по миру около десяти лет назад. Чем грозит такая популярность ее старшему собрату, традиционному печатному изданию, стало понятно, когда вскоре на планете наметилась тенденция банкротства крупных книжных сетевых компаний, таких, к примеру, как ­Borders Group, которая прекратила свое существование в ­2011-м. Последующие годы также были не особенно удачными для отрасли — читатели продолжали льнуть к экранам гаджетов, а не к шелестящим страницам.

Пессимисты заголосили: мол, традиционная книга скоро отомрет. Помнится, нечто похожее уже звучало из уст Родиона Рачкова — персонажа фильма «Москва слезам не верит», который под впечатлением от диковинного для конца 1950-х телевидения рассуждал схожим образом: «Не будет ни книг, ни газет, ни теат­ра, ни кино… Телевидение. Одно сплошное телевидение». Не тут-то было. Впрочем, как и в нашем случае. Цифровой апокалипсис получил отсрочку. Книги оказались на диво жизнеспособными.

Аналитики предрекали: уже в 2015-м виртуальная литература по реализации обгонит печатную. Но вместо этого продажи цифровой литературы резко замедлились. Нынче исследователи твердят обратное: приверженцы электронных форматов возвращаются к печатным изданиями или со­вме­щают их. К какому из лагерей примкнули белорусы?

По данным Республиканского научно-практического центра гигиены, чрезмерное увлечение детей электронными устройствами может привести к напряжению и болям в позвоночнике, руках, нарушениям нервной системы, развитию близорукости. Длительное использование ридеров также может негативно сказаться на зрении. В связи с этим установлены нормы непрерывного занятия, связанного с фиксацией взгляда на дисплее. Дольше всего разрешено читать с экрана, не отрываясь, старшеклассникам — до 20 минут.

С 8 по 12 февраля будет работать 24-я Минская международная книжная выставка.

01-01-03-14Беларусь

В конце 2016 года директор Цент­ра социологических и политических исследований БГУ Давид Ротман озвучил результаты анализа предпочтений потребителей на печатном рынке Беларуси. Выяснилось, что книги сегодня при­обретают более 50 % жителей страны. Правда, делают это нечасто. Менее 6 % рассказали, что совершают подобную покупку хотя бы раз в месяц. В то же время цифровому формату предпочтение отдают более 30 % любителей литературы.

Но если говорить о легальном рынке электронной книги, то в нашей стране он развит еще слабо. Качать файлы, разумеется, можно, но на сайтах они в основном  размещены незаконно. Авторы и правообладатели с них не получают ни гроша. Однако подвижки в этом направлении все-таки имеются. Не так давно в нашей стране открылся первый ресурс, на котором легально можно получить произведения отечественных и переводы на белорусский язык зарубежных авторов. Правда, за деньги. Учитывая мировой опыт электронной книготорговли, от которой Беларусь, по подсчетам экспертов, отстает лет так на пять, доля легальных продаж в Сети будет только расти.

Возможно, такая тенденция и охла­ди­ла интерес читающей публики к электронным книгам. Сегодня в Сети становится все труднее найти бесплатный файл для скачивания того или иного произведения, особенно если оно вышло из-под пера нашего со­вре­мен­ника. В России, например, стремительно развиваются компании-агрегаторы, дистрибьюторы и продавцы лицензионных электронных книг, такие как «­ЛитРес».

Читайте также:  Из-под земли достанут

01-01-04-14Минск

Наступивший 2017 год для Беларуси отмечен знаковой и красивой датой — 500-летием с момента издания первой печатной белорусской книги Франциском Скориной. Когда-то печатная книга ознаменовала для наших предков приход эпохи Ренессанса, а теперь для нее самой наступило что-то вроде возрождения.

— Читать бумажные книги снова стало модно! — уверены в отделе организации торговли и рекламы ОАО «Белкнига». — Действительно, некоторое время назад возрос­ла популярность ридеров и чтения со смартфонов, но сегодня мы наблюдаем обратную тенденцию — люди вновь возвращаются к традиционным, печатным форматам. Причем очень активно литературу приобретает молодежь. Поэтому наша сеть не сворачивается, а, напротив, расширяется.

Сегодня у «Белкниги» по всей стране насчитываются 103 торговых объекта, из них в Минске располагаются более 20. К сети относится один из старейших в городе Центральный книжный магазин, который в этом году отмечает 65-летие, а также крупнейший по площади Дом книги «Светоч», разместившийся на 976 м2.

— Наплыв покупателей в наших торговых объектах неравномерный, — говорит начальник отдела организации торговли и рекламы ОАО «Белкнига» Анна Стипакова. — Всё зависит от времени суток, дня недели, месяца. Больше всего людей приходит в августе — сентябре, перед началом учебного года. Контингент также везде разный. К примеру, магазин «КнигаПолис» может похвастаться приятным соседством с кофейней и бесплатной точкой доступа Wi-Fi, что, в свою очередь, пользуется огромной популярностью у молодежи. А Центральный книжный и «Книги&Книжечки» привлекают гостей со всего мира. В букинистических отделах сети и вовсе своя атмосфера. Там бывают люди, для которых книги — это свое­образный культурный артефакт.

Впрочем, интерес к печатной литературе у каждого поколения подогревается по-разному. Книготорговцы рассказывают, что молодые люди подвержены импульсивным покупкам. Они скупают новинки и бестселлеры, также спросом у них пользуются произведения, которые в недавнем времени были экранизированы. А изображение кинематографических героев на обложке может обеспечить книге еще больший коммерческий успех.

— Что касается старшего поколения, то его представители зачастую приходят за конкретным произведением, и если такового не обнаруживают, то готовы ехать за ним на другой конец города, — объясняют специалисты ОАО «Белкнига». — Конечно, бывают и такие, которые обращаются к консультантам со словами: «Мне бы что-нибудь почитать…», и нашему работнику нужно угадать, что именно из двадцатитысячного ассортимента заинтересует покупателя. Традиционно популяр­ностью пользуются фантастика, детективы, исторические романы, также хорошо покупается литература по психологии, нон-фикшн. В декабре 2016 года, к примеру, в «Лидерах продаж» у нас оказалась классика белорусской литературы «Каласы пад сярпом тваiм» Владимира Короткевича в новом издании, а также «Гарри Поттер и проклятое дитя», части первая и вторая — нашумевшее продолжение истории о знаменитом юном волшебнике от британки Джоан Роулинг.

На вопрос о том, канет ли печатная книга в Лету, представители самой крупной сети по продаже литературы в Беларуси единогласно заявляют: вряд ли. Конечно, книго­издание беззащитно перед технологиями и всегда будет чутко реагировать на изменения, происходящие в мире. Но, по мнению экспертов, борьба между бумажным и электронным форматами сродни перетягиванию каната: победа зависит от интереса читателей к цифровым новинкам, от ценовой политики и сервисных услуг издательств.