Актуальный разговор в агентстве «Минск-Новости»

Разложили по полочкам

03-02-01-14Какой продукции столица стала производить больше? Импортные или отечественные товары покупают минчане и какими услугами пользуются чаще? Об этом беседуем с начальником Главного статистического управления Минска Натальей Тарасюк

03-02-01-14— Наталья Валентиновна, как сработал столичный промышленный сектор в прошлом году?

— Уже можно говорить о положительных результатах. Обеспечен рост производства не только в текущих ценах, но и в сопоставимых — 102,3 %. Наи­большие успехи в обрабатывающей промышленности — 103,3 % к 2015 году. С существенным приростом завершили отчетный период производители транспортных средств, оборудования, изделий из дерева и бумаги, вычислительной, электронной и оптической аппаратуры, фармацевтических продуктов и препаратов. Конечно, наше производство интегрировано в мировые экономические процессы, и поэтому рост производства для внут­реннего и внешнего потребления говорит о положительных тенденциях развития рынка в целом. Так, за истекший год выпуск микроволновых печей в натуральном выражении вырос на 65,5 %, автобусов — на 46,7 %, шоколада и кондитерских изделий — на 17,7 %, грузовых автомобилей — на 17,7 %, водки — на 11,9 %, игристых вин — на 11,7 %, холодильников и морозильников — на 9,9 %, стиральных машин — на 7,9 %, тракторов — на 1,6 %. Радует и увеличение предприятиями города отгрузки инновационной продукции. С января по декабрь удельный вес таких товаров вырос на 6 % и по итогам 2016 года составил 14,9 %. Это явилось одной из основных предпосылок к снижению складских запасов готовой продукции.

— Какие показатели достигнуты в строительной отрасли?

— Несмотря на снижение инвес­тиционной активности, столица в полном объеме выполнила программу жилищного строительства на 2016 год. Ввели в эксплуатацию 777,2 тысячи м2 общей площади жилья. Это более 10 тысяч квартир. Больше четверти из них, или 211,5 тысячи м2, построены для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Свыше 15 % — с государственной поддержкой в виде льготных кредитов и безвозмездных субсидий. Для многодетных семей построили 977 квартир. Кроме того, в минувшем году ввели в эксплуатацию 5 детских садов в микрорайонах Каменная Горка — 3, 5, Михалово-2, Масюковщина-5, а также на улице Алибегова, две поликлиники в Каменной Горке — 2, 3.

— Сферы услуг, торговли формируют более 70 % экономики Минска. Что показала статистика за минувший год?

— Розничный товарооборот сложился в 2016-м в объеме более 11 миллиардов рублей. С уверенностью можно говорить об устойчивой тенденции к сокращению покупок на рынках и в торговых центрах. Сегодня более 83 % всех приобретений минчане совершают в магазинах. Причем горожане отдают предпочтение продуктам питания отечественного производства — 76,5 % от общего объема. Спрос населения на яйца, мясо и мясные продукты, сливочное масло на 99-100 % удовлетворяется за счет белорусских товаров. Высока также доля продажи отечественной муки (94 %), сыра (92,4 %), минеральной воды (75,3 %), мучных кондитерских изделий (74,3 %) и овощей (66,6 %). Наряду с этим среди продуктов питания высока доля импортных фруктов (95 %), растительных масел (86,8 %), рыбы, ракообразных и моллюсков (57,5 %).

Читайте также:  Сборная ситуация

А вот покупая непродовольственные товары, минчане и гости столицы все-таки отдают предпочтение иностранному производителю, и только 35 % приходится на долю проданных непродовольственных товаров, произведенных в Беларуси. Самая высокая доля импортной составляющей отмечается по продаже автомобилей (98,9 %). Также велика доля реализации импортных телевизоров (97,6 %), стиральных машин (81,5 %), парфюмерно-косметической продукции (80,9 %), чистящих и прочих средств бытовой химии (76,5 %), фармацевтических товаров (66 %).

Справедливости ради следует отметить, что по отдельным группам товаров легкой промышленности потребительский спрос в большей степени удовлетворяется товарами отечественного производства. Так, удельный вес продаж белорусских чулочно-носочных изделий составляет 79,3 %, нижнего белья — 63 %. Вместе с тем покупатели приобретают больше импортной верхней одежды (62,2 %) и обуви (58,4 %).

По объему оказанных платных услуг населению Минск стабильно сохраняет лидирующее положение в стране. За январь — сентябрь 2016 года его удельный вес составил чуть более половины объемов по рес­публике. В структуре платных услуг населению значительная доля приходится на услуги связи.

Наиболее востребованными видами бытовых услуг по-прежнему остаются услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования, ремонту и строительству жилья, других построек. Пользуются спросом у минчан услуги по ремонту и производству мебели и предметов домашнего обихода.

Незначительно растут объемы услуг по ремонту компьютеров и бытовой аппаратуры. А вот владельцы парикмахерских отражают в отчетах сокращение объемов оказанных услуг. Сохраняется расширение рынка платных медицинских и санаторно-оздоровительных услуг.

Кроме того, наряду с ростом количества минских гостиниц и иных коллективных средств размещения (хостелов, общежитий и других), следовательно, и их вместимости, за 9 месяцев 2016 года почти на 20 % по сравнению с 2015-м увеличилось число размещенных гостей. Более четверти среди них — это граждане Рес­публики Беларусь.