Экономика

Туфли скажут правду

04-01-01-16Представьте на миг, что герои гоголевской повести Вакула и Оксана оказались в нашем городе, и капризная красавица поставила условие кузнецу — принести черевички, которые сшиты в Минске и в которых не стыдно появиться самой царице

04-01-01-16Отыскать с ходу в столичной торговле продукцию ОАО «Луч» — управляющей компании холдинга «Обувь — «Луч» вряд ли получится. Фирменные полки в центральных универмагах отсутствуют, в торговых центрах тем более, поэтому направляемся на само производство, не преминув заглянуть в торговые точки при предприятии. Честно сказать, выбор в этих магазинах огорчил: глаз не зацепился ни за одну модель. А как же покупателю разобраться, в чем разница между выпускаемой холдингом марками обуви «Отико», «Сивельга» и «Луч», если выглядят они однотипно?

Два каблучка, окантовка несложная… 

— Предприятия, входящие в состав холдинга, работают в пересекающихся сегментах, — соглашается директор холдинга Олег Анискевич. — Но емкость рынка ЕАЭС позволяет нам не мешать друг другу производить и продавать. Так, в России выпускают от 50 до 80 миллионов пар обуви в год при населении в 140 миллионов. Дешевой обувью там уже мало кто прельщается. Так что перспективы сбыта у нас имеются.

04-01-05-16Когда я пришел на должность в конце 2014-го, в разработке было всего 14 моделей. Не хватало квалифицированных кадров, необходимо было доукомплектовывать производство оборудованием. Начали с поиска дизайнеров и конструкторов, затем приступили к техническому обновлению. А сейчас в наших планах перейти на полный цикл производства, самостоятельно реализовывать весь процесс, начиная от разработки заготовок до пошива готовых изделий, исключив привоз подошв и других составляющих из Китая, Пакистана, Индии.

Что касается ассортимента фабрик… Вопросы, конечно же, есть. Но у каждого из трех предприятий холдинга своя специализация и линейка выпускаемой продукции. Это детская обувь и обувь специального назначения (марка «Чевляр»), литьевая обувь класса «Комфорт» («Отико»), кожаная обувь среднего ценового сегмента и ниже среднего («Сивельга»). По наблюдениям наших маркетологов, марка «Сивельга», в наибольшей степени соответствующая классическому соотношению цены и качества, довольно по­пулярна в Латвии и Эстонии среди женщин средней и старшей возрастных групп. Еще год-два на развитие, и мы станем заметными игроками на внутреннем рынке.

Все дело в коже

Заместитель генерального директора по производству Анна Булай:

— Отличительная особенность нашей продукции — отсутствие искусственных материалов, работаем только с натуральными. В основном стараемся выпускать повседневную удобную обувь. Кожу закупаем турецкую (иногда итальянскую для декора), фурнитура китайская или итальянская, колодки польские, украинские, сейчас турецкие. Как видите, основные детали — импортные. Отсюда и довольно высокие цены на продукцию. Мы бы с радостью заказывали отечественные компоненты, но той же кожи, которая нам подходит, в Беларуси просто не хватает. На отечественном комбинате в Гатово есть кожа качественной выделки, но нам достается небольшой процент такой продукции от нужного объема.

Для суровой зимы больше подходит жесткая и прочная яловая кожа. Свиная не уступает ей по качеству, однако выглядит хуже. Самый дорогой и действительно красивый материал — шевро (кожа из козлиных шкур). Однако позволить использовать подобный материал может далеко не всякое обувное предприятие из-за высокой стоимости.

А вот летнюю женскую обувь, вечерние туфли, туфли-лодочки нельзя изготовить без импортной кожи: в Беларуси не хватает цветной и тонкой кожи. И проблема не в технологиях. Сложный климат влияет на условия содержания скота и кормовую базу, что сказывается на качестве кожи. Обувь из такого сырья получается морщинистой, стягивается. Производители иногда пытаются скрыть это особым методом обработки — тиснением. Но в обувной промышленности данный тип материала практически не используют — модели получаются грубоватыми и жесткими.

Читайте также:  Забросили сети

И если уж с особенностями природы не поспоришь, то использование современных химических реагентов при обработке сырья, как это делается за рубежом, могло бы существенно улучшить потребительские качества производимой у нас кожи. Но это уже совсем другая тема.

Пришел, увидел и…

Стол в кабинете заместителя генерального директора напоминает плацдарм с неимоверным количеством обуви, в основном летнего ассортимента.

— Это экспериментальная весенне-летняя коллекция будущего сезона, — поясняет Анна Игнать­евна. — От кого зависит выбор моделей для производства? Как правило, от коммерческого отдела, который их продвигает. Каждый месяц завмаги наших фирменных магазинов со всей республики приезжают на отбор перспективной обуви. Фактически они и формируют ассортимент.

Открытым остается вопрос: разве несколько человек, которые занимаются продажей готового продукта, могут предугадать выбор покупательниц с самыми разными предпочтениями? К примеру, выбор автора диаметрально разошелся со вкусом маркетологов как по цветовой гамме, так и по фасонам обуви, которая уже продается. С другой стороны, то, что еще не отобрано для массового пошива, в основном вызвало симпатию: коллекция получилась яркой, легкой и привлекательной. То же самое касается и зимней обуви, которая порадовала глаз в демонстрационном зале. Только вот, к сожалению, разработанных дизайнерами действительно привлекательных, по мнению автора, моделей в магазинах Минска не найти.

Как подружиться с женщиной

В кризис люди выбирают более дешевую обувь, отказываясь от парадных моделей. Пару лет назад многие женщины покупали на осень-зиму сапоги на высоком каблуке и на сплошной подошве. Сейчас приобретают одну пару с каблуком среднего размера в расчете на то, что такие сапоги подойдут и для повседневной носки, и для более торжественных случаев.

— Несмотря на сложное положение в обувной промышленности и на то, что марка «Луч» находится в процессе возрождения, — продолжает Олег Геннадьевич, — обувь будет выпускаться класса «Комфорт», но с определенными показателями. Клееная с антистрессовым каблуком. По цене — сегменты средний и выше. Будем развивать детскую, молодежную, классическую линейки и обувь премиум-класса. Для этого, повторюсь, наладим полный цикл производства и планируем выпускать ассортимент, рассчитанный на повседневную носку. Но надо иметь в виду, что помимо финансов на это потребуется время. Думаю, полтора-два года.

Сегодня по всей Беларуси мы имеем довольно разветвленную торговую сеть — 50 магазинов холдинга. В Минске, к сожалению, мы представлены очень скромно. Поэтому начали формировать мультибрендовые магазины, где будет представлена продукция всего холдинга.

В кризис состоятельные люди становятся в десять раз требовательнее. «Глаза обманут, улыбка солжет, но туфли скажут правду», — говорил герой известного телесериала. Именно поэтому разнообразию коллекций надо уделять больше внимания и каждый сезон обновлять ассортимент. Те обувные компании, которые пред­угадывают изменение потребительского настроения, неплохо чувствуют себя и в новых условиях.

На самом же деле, хочется, чтобы все те разработки, которые журналист видела на выставочном стенде фабрики, были максимально представлены и на полках магазинов.

Первая пара обуви на Минской обувной фабрике имени М. И. Калинина была сшита в 1924 году. В 1989 году более 8 % продукции экспортировалось в Англию, Германию, Канаду.