Факты. Анализ. Комментарии

Импульс развития

08-01-01-17 Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 февраля провел встречу с представителями общественности, белорусских и зарубежных СМИ. Мероприятие прошло в расширенном формате под общим названием «Большой разговор с Президентом». В нем приняли участие около полусотни журналистов, многочисленные эксперты, среди которых известные политологи, экономисты, представители партий, конфессий и общественных объединений. Состоявшийся на встрече откровенный диалог вызвал широкий резонанс

08-01-02-17Лилия Ананич, министр информации

— Самое главное, что импонирует, — Президент всегда честен со своим народом. Это просто подкупает, и мы, все граждане нашей страны, гордимся и своей страной, и своим Президентом. Все, о чем говорили, касается каждого. У нас есть дети, внуки. Это наши соседи живут либо радостями, либо проблемами. У наших детей то будущее, которые мы сегодня строим. В каждом слове Главы государства есть необходимость, чтобы это слово услышали. И Президент подчеркнул: есть вопросы, которыми живет страна, и есть вопросы, которые у него как у Главы государства не могут оставаться без ответа. Поэтому состоялся живой и важнейший для каждого жителя нашей страны разговор. А для прессы это большое домашнее задание.

08-01-03-17Николай Щекин, руководитель центра политической и экономической социологии Института социологии Национальной академии наук Беларуси

— По моему мнению, у некоторых наших сограждан отсутствует понимание, что социальная справедливость — это не только получение гражданином поддерж­ки от государства, но и ответственность самого гражданина перед государством и обществом. Большинство трудоспособных людей вносят посильную лепту в формирование бюджета страны посредством налоговых отчислений. Бюджетные средства, как известно, идут на здравоохранение, образование, ЖКХ, общественный транспорт, культуру, спорт и т. д., чем пользуются все жители респуб­лики, в том числе социальные иждивенцы. Таким образом, они становятся потребителями благ, которые созданы трудом других людей. И это социальная справедливость?! Если человек трудоспособный, если он может работать, но по субъективным причинам уклоняется от труда либо работает в теневом секторе, то, образно говоря, он беззастенчиво садится на шею обществу. Никто не имеет права жить за счет других, за счет каждого из нас. И с этой точки зрения социальная справедливость состоит в уплате сбора на финансирование госрасходов. Тем более что местные власти вправе освободить от уплаты этого сбора тех, кто реально находится в трудной жизненной ситуации, а не жалуется на трудности в социальных сетях. За любую получаемую услугу надо платить, это закон жизни и экономики. Люди, нуждающиеся в поддержке, гарантированно получат ее от государства и общества. Остальные должны вносить свой вклад — или налогами, или сбором на финансирование госрасходов. Третье­го не дано.

08-01-04-17Валерий Бороденя, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам

— Беларусь в решении многих вопросов предпочитает эволюционный путь. Во время встречи Главы государства с представителями общественности состоялся открытый, живой диалог по многим проблемным вопросам. Затрагивались и такие фундаментальные, философские темы, как национальная идея, самосознание белорусов. Поводов для рефлексии немало: в этом году отмечаются годовщины важных исторических событий, например столетие Октябрьской революции. Не только конкретных действий требуют и экономические проблемы, с которыми столкнулась сегодня Беларусь. Во время беседы озвучивались разные точки зрения по поводу, например, приватизации государственной собственности. Президент в очередной раз выступил за то, чтобы этот процесс шел поступательно и с учетом интересов людей. О целесообразности такого подхода говорит и опыт соседних стран. Такой же взвешенности требует и языковой вопрос. В Беларуси в этом плане спокойная ситуация. Языковой вопрос из тех, что способен расколоть общество, а Беларуси стоит концентрироваться на том, что объединяет нацию.

08-01-05-17Владимир Зиновский, министр экономики

— К числу первоочередных, требующих нормативного правового закрепления, относятся вопросы обновления норм для раскрепощения деловой инициативы. Эта тема поднималась в ходе «Большого разговора с Президентом», где Глава государства говорил о проверках предпринимателей — «лишнее уберем, оставим только необходимое». Для успешной реализации программных целей и приоритетов нужна сильная институциональная основа. Текущий год должен стать решающим в ее успешном создании. Намечается пере­ориентировать контрольные и надзорные органы на предупреждение нарушений, снизить финансовые санкции за незначительные нарушения, уточнить административную ответственность за необоснованное вмешательство в законную деятельность предприятий. Ожидаемый результат этих изменений — слаженная работа органов и бизнеса по совершенствованию условий для предпринимательской деятельности, которая минимизирует риски совершения правонарушений. Это предстоит закрепить не только в законодательных актах, регулирующих контрольную деятельность, но и в КоАПе, в Налоговом и Уголовном кодексах, документах о порядке осуществления деятельности субъектами хозяйствования. Это необходимо для исключения излишних нормативных требований и оптимизации административной ответственности. Кроме того, предстоит уточнить проект закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», который принят в первом чтении. Давно назрела необходимость закрепить принцип, когда действия субъекта хозяйствования не подвергаются преследованию со стороны соответствующих органов, если он четко следовал разъяснению регулятора.

Читайте также:  Интересы и надежды

08-01-06-17Андрей Лобович, первый заместитель министра труда и социальной защиты

— Любая тема, которая напрямую затрагивает интересы людей, воспринимается чувствительно и самим человеком, и обществом в целом. На дискуссионной волне в последнее время — вопросы занятости населения, пенсионного законодательства, а также сбора на финансирование госрасходов. Понятно, что эта тематика априори не может вызывать однозначного восприятия. Но, по моему мнению, здесь исходить нужно в первую очередь из государственных (а значит, общих) интересов, а не только приватных. Требования Декрета № 3 вытекают из установленной статьей 56 Конституции Республики Беларусь обязанности граждан принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. С точки зрения социальной справедливости уплата налогов должна быть обеспечена всеми трудоспособными гражданами трудоспособного возраста также ежегодно. Решение о введении сбора на финансирование госрасходов принято и уже реализуется. Вместе с тем, поскольку этот механизм для страны абсолютно новый, не исключено, что впоследствии в него будут вноситься корректировки с учетом практики применения.

Любой гражданин, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, вправе рассчитывать на поддерж­ку государства. Но речь идет только о тех, кто по объективным причинам не может самостоятельно справиться со сложившимися обстоятельствами, — это в первую очередь малообеспеченные, пожилые люди и инвалиды, семьи с детьми-инвалидами. Для оказания им социальной поддержки в республике функционирует система государственной адресной социальной помощи (ГАСП), работают учреждения соцобслуживания, организовано обеспечение техническими средствами социальной реабилитации. Так, система ГАСП включает пять видов социальных выплат. Это ежемесячное и единовременное социальные пособия, обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни, социальные пособия на приобретение подгузников и технических средств социальной реабилитации. В прошлом году получателями ГАСП стали 290,4 тысячи человек — на 15,6 % больше по сравнению с 2015-м, а объем финансирования на выплату пособий возрос на 30,5 %, до 72,4 миллиона рублей. Широкий спектр услуг нетрудоспособным людям предоставляют 146 территориальных центров социального обслуживания населения. Наи­более востребована социальная помощь на дому: ее получают более 89 тысяч пожилых людей и инвалидов 1-й и 2-й группы (за 2016 год получателей надомных соц­услуг стало больше почти на 1 тысячу человек). Совершенствование законодательства по соцобслуживанию идет постоянно. Среди ожидаемых новаций — внедрение замещающей семьи для одиноких стариков. Это позволит организовать социальное обслуживание пожилых людей в условиях совместного проживания с теми, кто готов взять на себя заботу о представителях старшего поколения. С 2018 года в практику работы учреждений социального обслуживания планируется ввести стандарты качества социальных услуг. Это определенный набор требований, выполнение которых повысит качество оказания соцуслуг, входящих в перечень бесплатных и общедоступных. Подготовлены предложения по совершенствованию механизма государственного социального заказа, позволяющего привлекать в систему социального обслуживания дополнительные человеческие ресурсы. В 2016 году было реализовано 53 договора между местными органами власти и негосударственными некоммерческими организациями. Для расширения практики заключения таких договоров предлагается упростить процедуру выбора исполнителей госсоцзаказа.