Образование

Образование и инновационное развитие

13-01-01-23Развитие нашей страны во многом связано с именами таких известных и авторитетных ученых и практиков, как Я. Б. Зельдович, М. З. Шагал, П. О. Сухой, О. А. Мартыненко, М. Ф. Лавринович, П. П. Гойденко, О. И. Янковский, М. С. Высоцкий, О. В. Роман, В. С. Степин, Ж. И. Алфёров, П. А. Витязь и многих других. Что мы знаем об этих людях, почему их имена известны далеко за пределами нашей Родины?

13-01-01-23Вопрос относится к категории знания о национальном достоянии, наших достижениях и вкладе нации в мировую копилку в различных сферах человеческой деятельности. Существовавшая в СССР и доставшаяся нам по наследству система образования позволяла выявлять, воспитывать и готовить кадры высочайшего мирового класса. Как результат — до настоящего времени мы пользуемся и гордимся плодами тех достижений, которые создали деды и прадеды нынешнего поколения еще в Советском Союзе.

Формирование советской системы образования, признанной одной из лучших в мировой прак­тике, осуществлялось в два этапа. Первый, с 1918 по 1935 год, — этап ликвидации безграмотности и соз­дания системы всеобщего начального и среднего образования. Второй, с 1935 года, под лозунгом И. В. Сталина «Кадры решают все!», — этап создания системы высшего образования и подготовки кадров высшей квалификации. Создание советской системы образования стало одним из основных факторов успешного проведения социально-экономической модернизации. Впервые в мире из экономики аграрного типа за исторически короткий срок была создана экономика индустриального типа. Заметим, одна из мощнейших экономик мира! Мировая история помнит и первый в мире атомный реактор, и ледокол, и первый спутник Земли, и первого космонавта, и первый реактивный гражданский самолет, и многое другое, что создано руками советских ученых, инженеров, рабочих и служащих.

Снова, как и 100 лет назад, перед государством стоит проблема выбора пути развития национальной системы образования. Доставшаяся Республике Беларусь по наследству после распада Советского Союза система образования после множества преобразований, к сожалению, утратила свою былую роль проводника глубоких знаний, идейно-нравственного воспитания и культуры. О снижении качества среднего образования свидетельствуют данные централизованного тестирования школьников в 2014 году, когда средний балл по всем испытаниям составил около 30 (по математике — 21). В 2016-м Министерством образования определены минимальные удовлетворительные отметки цент­рализованного тестирования выпускников средних школ: по естественным наукам (математика, физика, химия, биология) — 10 (15) баллов, по общественным — 20 (25) баллов. Что дальше? Очевидно, что низкий средний уровень подготовки школьников создает серьезные проблемы при дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.

В Белорусской ССР подготовку специалистов осуществляли вузы — около 30. Специалистов готовили для всех отраслей экономики СССР и каждого выпускника распределяли на определенное рабочее место. Учиться на отлично было престижно, лучшие студенты первыми выбирали место работы, исходя из собственных предпочтений.

Вопрос, как учиться, не ставится, ставится задача — получить диплом. Какой? Да какая разница! Все равно по специальности не работает большинство выпускников. Сразу после окончания учреж­дения образования или одновременно с учебой на четвертом курсе многие оплачивают и учебу на факультетах переподготовки. И получают два диплома об образовании — по двум специальностям.

Распределение специалистов, обучающихся за государственный счет, превратилось в головную боль деканатов и кафедр и осуществляется формально — по запросу «дружественной организации», где распределившийся, как правило, работать не собирается. Падает престиж национального высшего образования. Об этом свидетельствует и тот факт, что дети обеспеченных родителей стремятся получить образование за пределами Республики Беларусь. Утечка мозгов. Так что найти в Рес­публике Беларусь специалиста с двумя-тремя дипломами, подтверж­дающими соответствующую квалификацию, нет никаких проблем. А вот выис­кать квалифицированного специалиста — проб­лема.

Читайте также:  С новой строки

Возникает справедливый вопрос о конкурентоспособности национальной системы образования и ее выпускников на мировом рынке труда, например, со специалистами той же Германии или Японии.

Ответ очевиден. Несмотря на то что основная доля студентов — 328,3 тысячи из 362,9 тысячи — обучается в государственных учреждениях образования, необходимо признать факт: средний уровень подготовки специалистов в системе высшего образования падает. При этом, как свидетельствуют данные Министерства образования, мы чуть ли не самая учащаяся страна в мире: по количеству студентов на 10 тысяч населения Республика Беларусь (471 студент) обгоняет Россию (454), Германию (338), Японию (304) и другие развитые страны. Однако, по мировому рейтингу университетов Webometrics (июнь 2016-го), в число 4 тысяч сильнейших попадают лишь 5 из 34 национальных университетов. При этом БГУ занимает 634-ю позицию, а следующие за ним университеты расположились ниже 3-тысячной позиции.

Система образования в мире сегодня разделилась на две части: элитное и массовое, фундаментальное и специальное соответственно. Такое разделение, по мнению многих, чревато серьезными негативными последствиями уже в среднесрочной перспективе, так как ведет к деградации общества. Формируются образованные элиты (меньшинство) и обученные массы (большинство). Общество раскалывается, и создаются условия для возникновения социальных и экономических конфликтов.

Система образования выполняет две социальные функции.

Во-первых, это сохранение и анализ культурного достояния нации и на этой основе формирование новых культурных ценностей, обеспечивающих национальную идентичность и ее адаптацию к изменениям условий существования.

Во-вторых, на основе сформированных культурных ценностей создание условий для подготовки квалифицированных специалистов с целью реализации национальной идеи развития и ее интеграции в мировое сообщество. Тенденция проведения политики ухода от всеобщего образования и переход на двухполярную модель — элитное и массовое — создает объективные условия для развала культурных ценностей нации и, как следствие, утраты национальной идентичности. То есть культура, а точнее культурная матрица, как многофакторный феномен, объединяющая народ и формирующая культурный код нации, неразрывно связана с состоянием системы образования.

Концепция национальной системы образования должна предусмат­ривать возможность и создавать условия для выявления и развития талантливых людей из любых социальных слоев общества и готовить из них способных и достойных лидеров. Национальная система образования должна быть мотивирована интересами воспитания детей от детского садика до подготовки кадров высшей квалификации — докторов наук.

Воспитатель, учитель, преподаватель, научный руководитель должны быть высокопрофессио­нальными специалистами, поскольку в руках у них находится будущее страны. Это они закладывают морально-нравственные основы и интеллектуальный потенциал будущего общества. Необходимо осознать тот факт, что результаты работы воспитателя в детском саду, учителя в школе, преподавателя в университете обязательно скажутся на результатах социально-экономического развития страны, но через 20-25 лет.

Роль образования в мире как основного фактора конкурентоспособности национальной экономики только возрастает. Задача Беларуси — достойно ответить на эти вызовы современности, создавая собственную конкурентоспособную систему непрерывного образования, интегрированную в мировое образовательное пространство.

Владимир НИКОЛАЕВСКИЙ, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Белорусского государственного экономического университета

 

Материал подготовлен при содействии Аналитического центра ЕсооМ